выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
13.03.2017

Назначение Михаила Осеевского на пост президента ПАО "Ростелеком" подбросило дров в костер предположений под названием "обратный выкуп". Похоже, что все уже готовы поверить в его неизбежность, и варианты развития событий сводятся к тому, что "Ростелеком" либо полностью выкупит 55%-ную долю Tele2, которой владеет группа ВТБ и структуры, аффилированные с банком "Россия" Юрия Ковальчука и совладельцем "Северстали" Алексеем Мордашовым, либо только доведет свое участие в сотовой компании до контрольного пакета.

Официально Михаил Осеевский стал президентом ПАО "Ростелеком" 4 марта 2017 года. Однако информация о том, что в "Ростелекоме" готовится смена руководства, появилась еще в середине февраля текущего года. Практически сразу было названо и имя основного претендента на пост нового главы "Ростелекома" - на тот момент заместитель президента - председателя правления банка ВТБ Михаил Осеевский.

Тот факт, что "Ростелеком" возглавил человек из структур группы ВТБ, заставил рынок вновь заговорить о теме так называемого обратного выкупа. Речь идет о консолидации Tele2 в руках "Ростелекома". Обратным этот возможный выкуп является потому, что в созданное в феврале 2014 года "Ростелекомом" и Tele2 СП - ООО "Т2 РТК Холдинг" - "Ростелеком" передал свои действующие сотовые сети и лицензии в 45 регионах России. При этом, отдав самые ценные на рынке связи мобильные активы, "Ростелеком" даже не получил контрольного пакета в СП (его доля составляет 45%).

Ряд событий, произошедших сразу после назначения Михаила Осеевского, только убедил участников рынка в том, что консолидация Tele2 в руках "Ростелекома" - вопрос решенный. На первой же пресс-конференции после назначения Михаил Осеевский не стал прямо отвергать такой возможности, хотя отметил, что акционеры Tele2 никогда не обсуждали полный выкуп "Ростелекомом" долей в этой сотовой компании. Однако он не стал отрицать того, что в "Ростелекоме" как минимум размышляют о возможности получения контрольного пакета в "Т2 РТК Холдинге". "Мы думаем о том, необходим ли "Ростелекому" контрольный пакет в Tele2. Но этот вопрос не является ключевым. Самое главное для обеих компаний - вместе больше зарабатывать, чтобы улучшать финансовые и операционные результаты. Если мы сможем это сделать при существующей акционерной структуре Tele2 - это отлично. Если нам потребуется прямое управление в Tele2 и получение контрольного пакета, мы пойдем этим путем", - сказал Михаил Осеевский.

Кроме того, на прошлой неделе был представлен список кандидатов в новый совет директоров "Ростелекома", который должен быть утвержден годовым общим собранием акционеров. Помимо Михаила Осеевского, в этот список включен еще один человек, имеющий отношение к структурам ВТБ. Это председатель правления "ВТБ капитал" Алексей Яковицкий. Аналитики также увязали возможное усиление присутствия представителей структур ВТБ в руководстве "Ростелекома" с возможной сделкой по Tele2. В итоге ряд аналитиков (например, из Raiffeisenbank и Credit Suisse) уже понизили прогнозную стоимость акций "Ростелекома". Среди причин они называют как раз смену руководства, которая усиливает риск консолидации Tele2, что может негативно сказаться на стоимости "Ростелекома" и дивидендах.

Бывший президент "Ростелекома" Сергей Калугин вот-вот может стать заместителем министра связи и массовых коммуникаций. Во всяком случае, об этом говорил в кулуарах Mobile World Congress 2017 глава Минкомсвязи Николай Никифоров. В связи с такой кадровой рокировкой вспоминается история, происходившая несколько лет назад и связанная с переходом ООО "Скартел" (бренд Yota) под контроль ПАО "МегаФон".  

В апреле 2012 года по рынку разлетелся слух о том, что "МегаФон" намеревается купить ООО "Скартел", работавшее под брендом Yota и обладавшее ценными LTE-частотами по всей стране. При таком поглощении "МегаФон" получал радиочастотный ресурс, намного превосходящий ресурсы конкурентов, поэтому существовал риск потери части частотных присвоений. В июле 2012 года генеральный директор ООО "Скартел" Денис Свердлов стал заместителем министра связи и массовых коммуникаций РФ - словно для прикрытия сделки со стороны регулирующих органов. Так или иначе, но в августе 2013 года "МегаФон" подписал документы о покупке Yota, а Денис Свердлов в том же месяце перешел на пост советника министра связи. В октябре 2013 года "МегаФон" получил полный контроль над "Скартелом" (при этом последний сохранил все лицензии и частоты), а в ноябре 2013 года Денис Свердлов покинул пост советника министра и ушел в частное предпринимательство.

Возможный выкуп "Ростелекомом" 55%-ной доли Tele2 выглядит привлекательной перспективой по крайней мере для потенциальных продавцов: согласно отчетности ВТБ (сам Tele2 не раскрывает свои показатели с III квартала 2016 года) чистый убыток Tele2 в 2016 году достиг 15,6 млрд рублей (в 2015 году - 7,6 млрд рублей). Кроме того, ранее издание "Ведомости" сообщало со ссылкой на отчетность все того же ВТБ, что чистый долг "Т2 РТК Холдинга" в 2016 году увеличился на 23,9% и достиг 126,5 млрд рублей, а показатель EBITDA, напротив, снизился на 29% до 16,5 млрд рублей. В результате долговая нагрузка выросла с 4,4 EBITDA к концу 2015 года до 7,7 EBITDA.   

Иными словами, нынешние владельцы 55%-ной доли Tele2 только выиграют от возможной сделки. Однако очевидно, что нужно учитывать и интерес основного акционера "Ростелекома" - государства. И его интерес, скорее всего, не связан напрямую с желанием получить финансовые выгоды, а в большей степени направлен на достижение стратегических целей.

Через "Ростелеком" государство может получить контроль над федеральным оператором сотовой связи - усилить влияние и контроль в отрасли телекоммуникаций, которая является стратегической, особенно учитывая геополитическую ситуацию и курс на цифровую экономику. Вполне возможно, что усиление роли государства на телеком-рынке не ограничится историей с Tele2. В России есть еще один крупный сотовый оператор, активно трансформирующий деятельность в последнее время, который мог бы влиться в дружную семью "Ростелекома" и Tele2. В финансовом плане тот оператор тоже хромает, а его полностью зарубежные владельцы явно должны лишать государевых людей сна.