Игорь Горьков, генеральный директор АО "Петер-Сервис"
Игорь Горьков
Генеральный директор АО «Петер-Сервис»
© ComNews
06.03.2017

3 марта нашей компании исполнилось 25 лет. Мы были на рынке и в 1992, когда сотовая связь только появилась в стране, и в начале 2000-х, когда шла консолидация и создавались крупные операторы, и в последние 10 лет, когда основным драйвером мобильной связи стали интернет-услуги. Мы прошли этот путь вместе с операторами и всегда старались как технологический партнер быть немного впереди. И сегодня мы, смотря в будущее, отчетливо видим те развилки, перед которыми в ближайшее время окажутся наши клиенты.

Во-первых, цифровая трансформация может как придать новый импульс развития операторам связи, так и ускорить коммодитизацию их услуг. Но операторы не смогут избежать трансформации, даже если очень захотят. Остановить "прекрасное мгновение" не получится - как из-за давления цифровых захватчиков, так и из-за все возрастающих издержек. По прогнозу GSMA, среднемесячный трафик на одного абонента вырастет к 2020 году в 4,5 раза по сравнению с 2016-м, и эта нагрузка ляжет на сети операторов.

Итогом грядущей трансформации гарантированно станет смена бизнес-модели. Смогут ли операторы найти понятные для аудитории способы монетизации или превратятся в такой же заурядный в глазах пользователя ресурс, как вода, электричество или газ, - зависит не только от успешности маркетинга и скорости развития сети, но и от достижений операторов на ниве ИТ.

Сегодня пример удивительных изменений демонстрирует банковская сфера, для которой ИТ становится не просто способом оптимизации расходов, а успешным инструментом конкуренции. В центре телеком-бизнеса тоже должно оказаться развитое ИТ-ядро. Уже в ближайшее время будет продуктивно сравнивать операторов не по количеству вышек и не по выгодности тарифов, а по степени их "цифровизации". Уровень развития OSS/BSS будет определять и управленческие, и финансовые, и продуктовые возможности компаний, а также формировать набор инструментов, с помощью которых оператор может действовать.

Во-вторых, в ближайшие пять-семь лет операторы будут сталкиваться с интересом к собственной сети со стороны все возрастающего количества компаний из других индустрий. Умный транспорт, eHealth, облачные сервисы - всем им нужно будет добираться до своих абонентов через оператора. Между двумя крайними точками - запуском собственных альтернативных сервисов либо превращением "в трубу" - лежит золотая середина в виде различных вариантов партнерства.

Партнерство может стать эффективным для оператора только в том случае, если он будет управлять сторонними услугами в своем пакете с той же легкостью, что и своими собственными. Искомая бесшовность может быть достигнута двумя способами: либо путем встраивания оператора в готовые ИТ-системы партнеров, что уже предлагают некоторые игроки OTT на российском рынке, либо путем создания собственной платформы, когда партнерские сервисы будут встраиваться в ИТ-систему, созданную оператором. Второй путь, безусловно, выглядит более выгодным с точки зрения оператора, но требует серьезных усилий по продвижению и неизбежно возвращает нас к теме развитого ИТ-ядра. Оно является необходимым для оператора, который нацелен на быстрый и хорошо просчитываемый рост партнерской сети.

В-третьих, сотовая связь всегда умела удивлять пользователей. Звонки по мобильному телефону стали прорывом для своего времени, то же касается и скоростного мобильного Интернета. И даже SMS во многом перевернули представление абонентов о способах коммуникации и стали killer app для пейджинговой связи. Но игры и приложения для смартфонов, мессенджеры, дополненная реальность - все знаковые изменения последних лет появлялись без участия операторов. Операторам, безусловно, нужно вернуть способность удивлять, а для этого, как это ни покажется банальным, обзавестись подвижностью, присущей цифровым компаниям. Спору нет, операторы - это крупные корпоративные структуры, и им свойственна определенная инерция и неповоротливость, но ведь современные интернет-гиганты подчас являются даже более масштабными организациями с не менее разветвленным штатом и зачастую вполне длительной историей. Важен не размер этих компаний, а то, что они придерживаются современных методов в разработке новых продуктов и гибких моделей управления.

Те развилки, которые я постарался обозначить, уже стали актуальны для некоторых операторов, а в ближайшие пять-семь лет с ними столкнутся все телеком-компании, как в развитых, так и в развивающихся странах. И если для компенсации выпадающих доходов большинству игроков будет достаточно оптимизировать расходы на сетевую инфраструктуру и перейти к конвергентным решениям в BSS, то для нового прорыва в отрасли нужна будет действительно тесная работа операторов с ИТ, как внутри компании, так и со сторонними игроками - вендорами, партнерами, бизнес-заказчиками. Это позволит телеком-компаниям поменяться изнутри и придаст им новый вектор развития на годы вперед.