Екатерина Брызгалова
03.03.2017

"Газпром-медиа холдинг" в рамках снижения зависимости от рекламных доходов принял решение заняться инвестициями в стартапы, об этом рассказал "Ведомостям" гендиректор дочерней компании холдинга "Газпром-медиа технологии" Вадим Федотов. Для этого холдинг создал подразделение Gazprom Media Partners внутри компании "Газпром-медиа технологии", говорит он.

Инвестировать в новые компании холдинг планирует по так называемой модели media for equity, т. е. холдинг получит долю в компании в обмен на размещение рекламы на площадках медиахолдинга, рассказывает Федотов. Поэтому компания будет инвестировать в те проекты, бизнес-модель которых уже подтверждена и которым на существующей стадии развития потребуется масштабная медийная поддержка. Всего компания намерена провести до 20 сделок в течение ближайших пяти лет.

В "Газпром-медиа" входят шесть эфирных каналов (НТВ, ТНТ, ТВ-3, "Пятница!", "2 x 2", "Матч ТВ"), оператор спутникового телевидения "НТВ-плюс" и его неэфирные каналы, 10 радиостанций, печатные СМИ, видеосервисы, производители контента, сейлз-хаус и кинотеатр "Октябрь".

Первым стартапом, в который инвестировала "Газпром-медиа", стал сервис по доставке еды – компания Instamart, говорит Федотов. Представитель сервиса подтвердил это "Ведомостям". Средства пойдут на рекламную кампанию Instamart на площадках "Газпром-медиа". Инвестиция была сделана в рамках раунда А, ранее в рамках этого раунда Instamart привлекла 100 млн руб. от Mail.ru Group и других инвесторов. Сумму инвестиций "Газпром-медиа" представители холдинга и сервиса не раскрывают. Источник в "Газпром-медиа" сказал "Ведомостям", что размер инвестиции составил около 20 млн руб.

Instamart – это сервис по доставке еды из магазинов. Стартап был основан в 2013 г. бывшими инвестбанкирами из Goldman Sachs и Rothschild Петром Федченковым и братьями Андреем и Дмитрием Жулиными. Это не первые инвестиции в Instamart крупных российских медиакомпаний (см. врез).

Крупнейшие медиахолдинги все чаще стараются снизить зависимость от рекламных доходов. У западных холдингов доля рекламных доходов уже варьируется от 40 до 60%, говорит представитель "Газпром-медиа". У холдинга нерекламные доходы сейчас составляют свыше 20% от выручки, а в 2017 г. он рассчитывает получить от них около 25% выручки, цитировало ранее гендиректора холдинга Дмитрия Чернышенко RNS.

У медийных инвестиций есть одно серьезное ограничение, рассказал "Ведомостям" управляющий директор фонда Prostor Capital Алексей Соловьев, – это несоответствие доступного рекламного инвентаря потребностям стартапа. Обычно медиахолдинг готов предложить только нераспроданный, а значит не самый качественный инвентарь, а от него эффект для бизнеса не будет высоким, комментирует Соловьев. Альтернатива – "вытащить" уже распроданные премиальные площадки из реальных денег, но этого никто делать не хочет. Сам Prostor Capital в прошлом году, по его словам, отказался от модели инвестиций media for equity именно из-за этого.