Василиса Белокопытова
Александр Кирпичев
20.02.2017

"Яндекс" запустит в Турции поисковую систему под брендом Yaani (aani — "новый" на турецком языке). Это совместный проект компании и крупнейшего турецкого мобильного оператора Turkcell.

В стране лидирует поисковик Google, но доступ к нему в Турции периодически блокируют, а местное министерство транспорта, мореплавания и связи уже готовит собственный "национальный поисковик".

Сервис Yaani тестировали в доменной зоне .ru, но после запроса "Известий" в "Яндекс" сайт Yaani.ru закрыли. Домен приобретен в конце января этого года. Поиск происходит преимущественно на турецких сайтах, с содержанием на турецком языке.

Сайт поисковика выполнен в серо-сине-голубой гамме, не похожей на красно-желто-черный дизайн самого "Яндекса". Yaani ближе к цветам бренда Turkcell (синий, голубой и желтый). У поисковика нет дополнительных сервисов (на "Яндексе" есть погода, картинки, видео, карты, курс валют). Пользовательское соглашение также отсутствует, но на главной странице есть ссылки на создателей проекта — Turkcell и "Яндекс".

Turkcell и "Яндекс" не ответили на запросы "Известий".

В Турции онлайн-сервисы иностранных корпораций периодически "отключают". Например, в марте и июне прошлого года поисковик Google и другие сервисы этой компании — YouTube, почта Gmail и др. — оказались недоступны для турецких пользователей. В декабре были выключены соцсети, включая принадлежащий Google видеохостинг YouTube.

В начале января министр транспорта, мореплавания и связи Турции Ахмет Арслан сообщил, что в Турции разрабатывается "национальная" система поиска. Он заявил, что "Турция должна хранить пользовательские данные в пределах страны и гарантировать, что связь может быть полностью проанализирована на внутреннем рынке".

— Проект по созданию национальной поисковой системы Geliyoo запущен при поддержке нашего министерства. Система рассматривается как конкурент Google, Yahoo и других мировых гигантов, — заявили "Известиям" в пресс-службе министерства. — Сейчас Geliyoo проходит тестирование. Национальная поисковая система важна для информационной безопасности страны — все данные будут оставаться в стране и уменьшится вероятность их кражи.

Аналитик ИХ "Финам" Леонид Делицын считает, что Турция не может сделать какой-либо поисковик "национальным".

— Нельзя издать указ "всем использовать какой-то определенный поисковик". Зато можно закрыть Google, и тогда у "Яндекса" появится большой шанс, — говорит Делицын. — Во-первых, Турция не славится разработками в сфере поисковых систем, вряд ли их местный поиск сможет составить конкуренцию мировым гигантам. "Яндекс" за 20 лет зарекомендовал себя — например, их алгоритм арендует "Рамблер".

"Яндекс" — одна из самых популярных систем в России, отметил эксперт, входит в 30 популярных сайтов мира. Важно также сотрудничество с крупнейшим местным сотовым оператором: в развивающихся странах идет борьба именно за мобильных пользователей, компьютеры там не так распространены, как смартфоны. Кроме того, партнерство с Turkcell гарантирует обработку данных на территории Турции.

Гендиректор агентства Digital.Tools Алексей Волков считает, что "Яндексу" в Турции в любом случае необходим перезапуск — доля этого поисковика сильно ниже, чем у Google.

— По данным аналитического агентства GlobalStat Counter, доля "Яндекса" в Турции колеблется в районе 2%. У Google доля стабильна — на уровне 96–97%. Перемены нужны, — говорит Волков. — Изменение имени логично: aani по-турецки значит "новый", такой бренд более понятен для местного пользователя. Партнерство с сотовым оператором поможет быстрее построить дистрибуцию. По дизайну очевидно, что браузер в первую очередь ориентирован на мобильных пользователей.

Дизайнер сервиса Aviasales Виталий Сакред считает, что доступная прежде в сети версия Yaani была сделана "на скорую руку".

— Получился просто список ссылок по запросу, никаких подробностей в выдаче, никаких дополнительных разделов, — говорит Сакред. — Куда пропал поиск по картинкам, видео, новостям, картам? Непонятно, для чего дизайнер выбрал такую неконтрастную цветовую схему. Шрифт плохо читается. Серый фон и выдача результата поисков на белых карточках лишь добавили мусора. Зато понравилось название — очень четко и лаконично.