Евгений Девятьяров
16.02.2017

В России к 2025 году может быть создана единая система управления всем беспилотным транспортом. На начальном этапе речь идет о создании контроля только над авиационными аппаратами, уже получившими широкое распространение.

В дальнейшем сферу деятельности системы планируется расширить на автомобильный, железнодорожный, речной и морской транспорт, где также ведутся активные работы по созданию беспилотных систем.

Минтранс России совместно с подведомственным ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" представили свои предложения по созданию системы регистрации, учета, мониторинга функционирования беспилотных транспортных средств на февральском заседании рабочей группы по вопросам развития беспилотных летательных аппаратов и авиационных систем и авиационных видов спорта, созданной под эгидой комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

Во ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" предложили при создании новой системы взять за основу уже существующую систему информационного обеспечения безопасности населения на транспорте. Презентация с предложениями предприятия, включающими три этапа работ, есть в распоряжении "Известий".

На первом этапе, рассчитанном на 2017-2018 годы, планируется организовать учет беспилотных воздушных судов (БВС) и начать вести реестры аппаратов, внешних пилотов, производителей, поставщиков, эксплуатантов, сервисных организаций и страховщиков. Пока эта работа находится в зачаточном состоянии из-за бюрократических сложностей, связанных с необходимостью внесения изменений в законодательство. В настоящее время еще даже не разработан порядок учета беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг. Кроме того, нормативно не закреплен порядок регистрации аппаратов массой выше 30 кг в госреестре гражданских воздушных судов РФ.

- Создание автоматизированной системы учета, контроля и управления трафиком беспилотных авиационных систем — насущная необходимость, направленная на обеспечение безопасности их применения, - заявил "Известиям" руководитель рабочей группы, президент некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" Александр Гурко. По его словам, даже самые легкие дроны несут потенциальную угрозу для людей и объектов, что подтверждается ежегодно увеличивающимся в мире количеством инцидентов.

В Минтрансе "Известиям" сообщили, что вопрос создания единой системы аэронавигации и организации воздушного движения для нижнего неконтролируемого сегмента воздушного пространства находится в стадии проработки.

В ходе второго этапа, рассчитанного на 2019–2022 годы, планируется создать систему учета наземных и водных беспилотных аппаратов, организовать мониторинг беспилотных воздушных судов на основе системы ЭРА-ГЛОНАСС, наладить контроль за движением аппаратов, запустить диспетчерское обслуживание.

Третий этап создания единой системы управления всем беспилотным транспортом рассчитан на 2022–2025 годы. Задачами этого этапа станут организация единого реестра транспортных средств, диспетчеризация движения и, наконец, обеспечение контроля и безопасности движения.

Национальным провайдером аэронавигационного обслуживания в Российской Федерации выступает ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК ОрВД). Его представители участвовали в заседании рабочей группы по беспилотникам и также заявили о своей готовности разработать систему управления трафиком и контроля применения беспилотных транспортных средств. При этом в ГК ОрВД убеждены, что только они могут заниматься контролем воздушного пространства.

- В воздушном пространстве Российской Федерации не может быть двух разных провайдеров, обеспечивающих полеты пилотируемых летательных аппаратов и полеты беспилотных летательных аппаратов, - заявили "Известиям" в пресс-службе предприятия.

С этой позицией согласен и Александр Гурко. Он полагает целесообразным возложить именно на ГК ОрВД полномочия по контролю и управлению трафиком беспилотных авиасистем, а также функции заказчика такой системы.

В то же время к работам по созданию собственных систем учета, контроля и управления трафиком беспилотных авиационных систем намерены также приступить в АО "Российские космические системы" и представители рабочей группы "Аэронет" Национальной технологической инициативы.

Окончательных решений на уровне государства пока не принято. Несмотря на различные подходы всех команд к созданию новой системы, их всех объединяет намерение использовать для решения навигационных задач сигналы глобальных спутниковых систем.