Мария Андреева
© ComNews
13.02.2017

Продуктовое предложение от нового оператора мобильной связи VKMobile, которого планируют создать ПАО "МегаФон" и Mail.Ru Group по модели MVNO, будет построено с использованием контента социальной сети "ВКонтакте", принадлежащей Mail.Ru Group. Эксперты считают, что если "МегаФон" сможет привлечь хотя бы 10% пользователей "ВКонтакте", то его доля абонентов на рынке мобильной связи может увеличиться с текущих 30% до 32%, и тогда оператор станет лидером рынка.

О том, что предложение от нового оператора мобильной связи VKMobile будет построено с использованием контента социальной сети "ВКонтакте", корреспонденту ComNews сообщили в пресс-службе "МегаФона", отметив при этом, что сейчас разрабатываются различные варианты развития проекта. 

"Пока финального решения о том, как будет выглядеть предложение VKMobile, нет. Подробности предложения VKMobile будут изложены при официальном запуске продукта", - сообщил представитель пресс-службы "МегаФона". 

В компании не раскрыли предполагаемые сроки запуска проекта, а также то, на какой стадии находится процесс создания VKMobile.

В конце прошлой недели стало известно о том, что "МегаФон" закрыл сделку по приобретению 63,8% в капитале Mail.ru Group Ltd. Общая сумма сделки составила $740 млн. Как уточнили корреспонденту ComNews в пресс-службе "МегаФона", все формальности завершены. Компания уже выплатила $640 млн денежными средствами. Остается только выплата отложенного платежа через год после совершения сделки в размере $100 млн.

Согласно сообщению "МегаФона" на портале раскрытия корпоративной информации, под контроль телеком-оператора перешло 11,5 млн акций класса A и 21,9 млн обыкновенных. Они составляют 15,2% уставного капитала и предоставляют 63,8% голосов в Mail.Ru Group Ltd. Кроме того, в сообщении уточняется, что компании Mail.Ru Group Ltd. косвенно принадлежит 100% уставного капитала ООО "Мэйл.Ру".

Напомним, для того чтобы "МегаФон" смог профинансировать сделку, ПАО "Сбербанк" совместно с оператором в начале февраля подписали соглашение об открытии кредитной линии объемом 35 млрд руб. и сроком погашения в 2024 г. (см. новость ComNews от 8 февраля 2017 г.). Также в рамках соглашения Сбербанк изменил условия трех действующих кредитных линий на общую сумму 97,2 млрд руб., полученных "МегаФоном" в 2012 г. и 2016 г. - снизил процентные ставки и пересмотрел условия досрочного погашения.

Как ранее сообщал генеральный директор "МегаФона" Сергей Солдатенков, эта сделка позволит оператору сделать следующий шаг в реализации цифровой стратегии. Более тесное взаимодействие с Mail.Ru Group позволит осуществлять стратегические совместные проекты, в частности создание и продвижение специального предложения для цифровых абонентов VKMobile на базе социальной сети "ВКонтакте" и улучшение таргетирования и сегментации клиентов. 

"Сотрудничество с Mail.Ru Group поможет "МегаФону" предоставлять премиальный и дифференцированный пакет услуг цифровым абонентам, создавая стоимость для акционеров обеих компаний", - говорил Сергей Солдатенков. Он отмечал, что в качестве акционера оператор будет поддерживать инициативы команды Mail.Ru Group, направленные на дальнейшее развитие существующих и запуск новых продуктов.

Генеральный директор Mail.Ru Group Борис Добродеев считает "МегаФон" "естественным партнером для проектов в различных областях". "Перспективы сотрудничества в реализации совместных проектов, таких как запуск специального предложения под брендом VKmobile и использование технологий предиктивной аналитики, - это новые полезные предложения для наших пользователей и новые возможности для нашего бизнеса", - заявлял он. По окончании сделки Mail.Ru осталась самостоятельным брендом. "Мы не планируем менять менеджмент или стратегию Mail.Ru", - говорил ранее представитель "МегаФона".

Как поделился в беседе с корреспондентом ComNews финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин, сегодня доля "МегаФона" на российском рынке по абонентам составляет около 30%. Эксперт предположил, что с запуском VKMobile оператор может рассчитывать на 33-34%-ную долю абонентов "ВКонтакте".

По мнению Тимура Нигматуллина, теоретически виртуальный оператор сотовой связи (MVNO) на основе мобильной инфраструктуры "МегаФона" может быть запущен в короткие сроки - один-два квартала. "Скорее всего, оператор при должных инвестициях сможет начать работать к концу первого полугодия 2017 г.", - отметил аналитик.

Он добавил, что развитие MVNO потенциально позволит "МегаФону" как заметно снизить отток абонентской базы (в год она, скорее всего, превышает 35-40%), так и заинтересовать пользователей других российских операторов за счет предоставления разнообразных цифровых услуг с низкой себестоимостью. "Скорее всего, учитывая структуру бизнеса Mail.Ru Group, активно потребляющим VAS абонентам будет предложен ряд бонусов в различных проектах группы", - поделился Тимур Нигматуллин.

Заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари" Наталья Мильчакова предположила, что запуск проекта VKMobile может занять от нескольких месяцев до года. "Это время уйдет на получение лицензии и выполнение других необходимых для запуска MVNO процедур", - уточнила она.

Говоря о доле абонентов, которую "МегаФон" смог бы получить с запуском VKMobile, Наталья Мильчакова отметила, что рынок MVNO сейчас высококонкурентен. "Большинство абонентов переманить будет практически нереально. Однако вряд ли у "МегаФона" именно такие цели. По нашей оценке, если "МегаФон" сможет привлечь хотя бы 10% из тех абонентов "ВКонтакте", которые сегодня не являются его клиентами - это примерно 6 млн, - то его доля по количеству абонентов на рынке мобильной связи может увеличиться с текущих 30% до 32%, и тогда он станет лидером рынка", - рассказала она ComNews, добавив, что основным конкурентом на этом пути может стать ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). "Тем не менее если МТС не помешает, то планы "МегаФона" реализуются", - считает эксперт.

По ее словам, для того чтобы "МегаФон" смог привлечь абонентскую базу, ему необходимо сформировать низкие по стоимости тарифы и определенное количество бесплатных сервисов. Кроме того, имеет значение хорошее качество связи и широкая зона покрытия. "На наш взгляд, "МегаФон" может при создании этого оператора учесть уроки создания и функционирования ООО "Скартел" (оператор Yota), в то время как другие компании, которые недавно создали свои MVNO, будут только учиться работать на рынке сотовой связи методом проб и ошибок", - сказала аналитик. Она добавила, что "МегаФон", будучи одним из крупнейших игроков рынка сотовой связи, имеет солидный опыт, так что ему несложно будет осуществлять этот проект. А остальное будет зависеть от рынка и от действий МТС.