Андрей Федосеев
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
23.01.2017

Рабочая группа федерального уровня под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова на прошлой неделе отклонила интернет-петицию об отмене антитеррористического "пакета Яровой", которая набрала 100 тыс. голосов на сайте Российской общественной инициативы (РОИ). Таким образом, призрачная надежда участников рынка связи на отмену скандального закона растаяла окончательно. Телеком-операторам теперь не остается ничего иного, кроме как готовиться к исполнению положений "пакета Яровой" в части хранения данных пользователей и приложить все усилия для того, чтобы пролоббировать максимальное смягчение условий выполнения закона. Благо говорящих о необходимости доработки "пакета Яровой" среди представителей органов власти в последнее время значительно прибавилось. Однако времени для этих доработок остается все меньше.

Статьи антитеррористического "пакета Яровой", которые касаются хранения данных, вступят в силу с 1 июля 2018 года. По нему операторы связи и интернет-сервисы обязаны до полугода хранить телефонные разговоры, текстовые сообщения, изображения, звуки, видеозаписи и другие электронные сообщения пользователей.

На первый взгляд, времени для подготовки к выполнению закона еще достаточно. Но планомерно готовить инфраструктуру к нововведениям можно было в случае, если бы закон был детально проработан и давал четкое понимание об объеме необходимых работ. "Пакет Яровой", к сожалению, детально проработанным назвать нельзя. Да и доработка его идет как-то неспешно. За шесть месяцев с момента подписания президентом РФ Владимиром Путиным антитеррористического "пакета Яровой" еще толком не определено, какую информацию хранить, в каком формате, каков срок хранения и за счет каких технических решений все это воплощать в жизнь.

В антитеррористическом "пакете Яровой" прописано, что операторы связи должны хранить данные граждан до шести месяцев. При таких условиях, затраты на исполнение требований "пакета Яровой" операторы связи оценивали в 2,2-5 трлн рублей, хотя "до шести месяцев" может означать и полгода, и одну неделю.

В конце 2016 года Минкомсвязи опубликовало на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект постановления правительства РФ "О порядке, сроках и объеме хранения операторами связи текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи". Несмотря на обещания Минкомсвязи встать на сторону операторов и максимально смягчить требования "пакета Яровой", вынесенный на общественное обсуждение проект содержит максимальный срок хранения пользовательской информации для голосовой связи и SMS - именно шесть месяцев. Это требование зафиксировано в п.4 проекта: "Оператор связи, оказывающий услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи обеспечивает хранение голосовой информации, текстовых и иных видов сообщений в течение срока, не превышающего шести месяцев".

Что касается данных, передаваемых по Интернету, отраслевое министерство ушло от фиксации срока хранения, предложив обусловить необходимый объем хранения информации любым оператором пропускной способностью каждого узла связи. С 1 июля 2018 года Минкомсвязи предложило обязать операторов хранить 1 Пбайт абонентской информации на каждый Гбит/с пропускной способности введенного в эксплуатацию узла связи, а с 1 января 2019 года - поднять эту планку до 2 Пбайт на каждый Гбит/с емкости.

Похоже, что Минкомсвязи уже осознало ошибочность столь жестких позиций. Выступая 19 января на заседании рабочей группы федерального уровня под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин предложил на первом этапе реализации антитеррористического "пакета Яровой" исключить хранение избыточной информации, а именно интернет-видео, IPTV и ряд других видов данных, обеспечивающих до 80% трафика. Кроме того, он выступил за поэтапное "углубление" срока хранения информации. "У нас есть понимание того, что переход от срока хранения с 12 часов на срок хранения в полгода можно проводить не сразу. Этот переход можно проводить постепенно. То есть сначала "углубить" срок хранения до двух недель, затем - до месяца, потом - до двух месяцев и дальше уже переходить к полугоду", - отметил Алексей Волин.

С учетом вышеизложенных предложений Минкомсвязи предварительно оценило затраты всех операторов связи на выполнение "пакета Яровой" примерно в 100 млрд рублей. Однако по предварительным оценкам ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), учитывающим предложения Минкомсвязи по сокращению объема хранимых данных, только этому оператору (с учетом расходов дочерней компании МГТС) придется потратить более 400 млрд рублей на реализацию закона. Это, конечно, уже не триллионы, но цифры все равно не маленькие, и операторам связи они грозят убытками.

Отметим также, что в последнее время все громче начали звучать голоса представителей различных институтов власти, которые теперь вдруг заговорили о необходимости доработок и поправок в "пакет Яровой", а также контроля исполнения закона. Примеры прошлой недели - заседания экспертных групп при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минэкономразвития. Отметим и инициативу, пришедшую из верхней палаты парламента РФ, где сенатор Антон Беляков предложил комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству провести мониторинг правоприменения "пакета Яровой" с возможностью дальнейшей разработки поправок к нему.

Иными словами, подобно торнадо, закон начинает затягивать в свою воронку все новых контролеров, законотворцев и чиновников, добавляя хаоса в и без того не самую стройную структуру под названием "пакет Яровой". Неразбериха, которая сопровождает "пакет Яровой", грозит затянуться вплоть до вступления статей этого закона, которые касаются хранения данных, в силу. И есть ощущение, что и после вступления вопросов не станет меньше.