Спрос на российское
Согласно данным, собранным системой телеизмерений "Триколор ТВ", в 2016 г. 63,33% абонентов оператора смотрели общедоступные федеральные телеканалы, 36,67% телезрителей - платные тематические телеканалы, а 8,82% - платные телеканалы зарубежного производства. 91% абонентов "Триколора ТВ" предпочитают телеканалы со значительной долей отечественного контента. Абоненты других операторов платного ТВ тоже отдавали предпочтение российским телепередачам - разница только в жанрах программ, которые выбирают телезрители.
Наиболее высокие рейтинги телесмотрения у 20 общедоступных федеральных телеканалов зафиксированы в январе и октябре, наиболее низкие - в августе. Как сообщил представитель "Триколора ТВ", в тройку лидеров по телесмотрению общероссийских телеканалов вошел детский канал "Карусель" (совместное производство Первого канала и ВГТРК).
Среди платных каналов абоненты "Триколора ТВ" предпочитают каналы из категории "Кино и сериалы" (совокупная доля телесмотрения - 14,15%), детские телеканалы (6,67%) и "Развлекательные" (5,39%). Наименьшей совокупной долей телесмотрения платных телеканалов у абонентов "Триколора ТВ" обладают телеканалы просветительской направленности (0,14%). Причем контент отечественного производства доминирует в большинстве жанров: и в блоке "Кино и сериалы", и в развлекательном сегменте, и в познавательном блоке, и среди информационных каналов. В меньшей степени это проявляется среди музыкальных и спортивных телеканалов. Иностранный контент доминирует в категории платных детских телеканалов. Доля телесмотрения зарубежных каналов составляет 5,3%, что значительно выше доли телеканалов, произведенных в России (1,37%).
Директор по контенту "Триколора ТВ" Михаил Горячев пояснил, что наличие у оператора системы телеизмерений позволяет ему формировать пакеты, основываясь на точных данных о телесмотрении. "Компания использует международную практику тестового режима вещания, когда телеканал включается в сеть на ограниченный период, по итогам которого фиксируется фактический зрительский интерес к телеканалу непосредственно в сети оператора", - отметил он. В 2016 г. "Триколор ТВ" увидел значительный рост интереса к категории "Кино и сериалы" и осенью ввел новые каналы "Наш Детектив" и "Наш Кинороман".
Оператор спутникового ТВ "Орион" (ООО "Орион Экспресс") составляет пакеты каналов, учитывая предпочтения каждой из потребительских групп - мужчин, женщин, детей, пенсионеров, людей с разным уровнем достатка, сферой интересов. "Особой популярностью всегда пользовались фильмовые телеканалы, спортивные, детские и развлекательные. Для так называемых дачных абонентов в первую очередь важен пакет федеральных телеканалов в хорошем качестве. На втором месте - фильмы и сериалы. На третьем - детские телеканалы, которые востребованы в тех семьях, где дети проводят за городом летние каникулы", - отметил сотрудник компании.
Представитель ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС), которое также собирает данные телесмотрения абонентов цифрового ТВ, отметил в 2016 г. интерес телезрителей к спортивному, а также к научно-популярному контенту. Самые высокие рейтинги телесмотрения остаются у 20 федеральных общедоступных каналов. Представитель МГТС объясняет это тем, что эти каналы смотрят абоненты как платного, так и социального ТВ. Кроме того, телезрители предпочитают смотреть новости именно по федеральным каналам.
По его словам, в 2015 г. абоненты цифрового ТВ МГТС впервые за последние годы стали отдавать предпочтение телеканалам с российским контентом. Среднее время просмотра таких телеканалов увеличилось на треть и составило около 120 минут. Количество подписок на телеканалы с российским контентом в отчетный период увеличилось на 20% по сравнению с 2014 г., выросла и доля телесмотрения отечественных фильмов и сериалов. Чаще всего абоненты подключали "НТВ-Плюс Наше кино", "Русский бестселлер" и "Русский роман". В целом в 2015 г. абоненты МГТС смотрели чаще всего фильмовый, спортивный и познавательный контент.
В первом полугодии 2016 г. москвичи - пользователи цифрового ТВ МГТС чаще смотрели спортивные телеканалы в формате высокой четкости. Доля таких ТВ-каналов в общей структуре телесмотрения составила 60%. На это повлияло проведение знаковых международных спортивных состязаний - Чемпионат мира по хоккею, Чемпионат мира по футболу, предстоящая Олимпиада. В топ-3 вошли телеканалы "МАТЧ! Футбол HD" (три канала в пакете), "КХЛ HD" и "Наш Футбол HD".
Согласно статистике ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), абоненты домашнего цифрового ТВ в октябре и ноябре 2016 г. предпочитали смотреть российские комедийные и детективные сериалы. При этом наиболее популярными телеканалами в ноябре стали Первый канал, ТНТ и "Россия 1".
Как сообщила пресс-служба "Акадо Телеком", по итогам 2016 г. около 60% абонентов оператора смотрели тематические каналы, а примерно 40% - контент общедоступных федеральных телеканалов. Лидерами по телесмотрению с небольшими изменениями являлись Первый канал, "Россия 1", "Россия 24", а также "РЕН ТВ", "Домашний", НТВ, "Матч" и ТНТ.
"Если за единицу измерения популярности телеканалов брать продолжительность просмотра, то в 2016 г. жители Москвы дольше смотрели познавательные, информационные, фильмовые и детские каналы, - говорит сотрудник "Акадо Телеком". - Каналы развлекательные, музыкальные и спортивные москвичи стали смотреть меньше - продолжительность просмотра снизилась в среднем на 10%. Это связано с доступностью контента на альтернативных носителях - например, на планшетах и мобильных телефонах".