Космос не для стартапов
Как заявил исполнительный директор Кластера космических технологий и телекоммуникаций при фонде "Сколково" Алексей Беляков, сотрудничество со стартапами, малым и средним бизнесом, а также со студентами может стать приоритетом российской ракетно-космической промышленности в будущем. Пока ее приоритетом является институциональная реорганизация и объединение существующего комплекса ракетно-космических предприятий под эгидой госкорпорации "Роскосмос". Кроме того, у предприятий нет мотивации по вовлечению внешних игроков в создание новой продукции, а кадровый голод в отрасли только усугубляет эту проблему.
По словам Алексея Белякова, российская космическая отрасль в настоящее время решает сложную задачу по реорганизации существующего комплекса ракетно-космической промышленности, объединения ее под знаменами госкорпорации "Роскосмос". Причем в ходе объединения отрасль обязана выполнять проекты, предписанные Федеральной космической программой 2016-2025 гг. и иными целевыми программами, обеспечивать загрузку предприятий заказами. Таким образом, приоритетом развития российской космической промышленности является институциональная реорганизация отрасли.
"Привлечение стартапов, представителей малого и среднего бизнеса, студентов в целях инновационного развития, хочется надеяться, станет приоритетом в грядущие годы", - выразил мнение Алексей Беляков. По его словам, пока предприятия отрасли могут в ограниченном объеме включать в продуктовые цепочки продукты, созданные стартапами и малыми и средними предприятиями. Среди трудностей на этом пути - отсутствие у предприятий, входящих в госкорпорацию, мотивации по вовлечению внешних игроков в создание новой продукции, трудности с привлечением новых специалистов и молодежи в отрасль. "Проблема кадрового голода в отрасли, к сожалению, является общепризнанной. Именно поэтому Роскосмос прилагает значительные усилия по привлечению новых специалистов в отрасль. Можно отметить значительное число студенческих спутниковых проектов, выполняемых в кооперации с предприятиями "Роскосмоса" в Москве, Самаре, Курске, Красноярске", - говорит он.
Независимый эксперт, автор блога о развитии космической отрасли и пресс-секретарь компании Dauria Aerospace Виталий Егоров (блогер Зеленый Кот) считает, что сегодня не ощущается запроса со стороны ракетно-космической отрасли к инновационным стартапам. "Госфинансирование отрасли сокращается, поэтому "Роскосмос" не заинтересован в распылении средств на команды со стороны. Можно перечесть по пальцам одной руки молодые частные компании, которые нашли заказчиков. Чаще всего это удается тем командам, которые смогли убедить предприятия в том, что они нуждаются в разработках стартаперов. То есть это молодые новаторы, пытаются донести свои разработки в отрасль, а не отвечают на ее запросы", - отметил он.
Из предприятий, которые открыто позиционируют заинтересованность в новаторах со стороны, Виталий Егоров считает нужным назвать только НПО "Сатурн". Кроме того, он напомнил о том, что "Роскосмос" и Фонд перспективных исследований в 2016 г. впервые провели открытый конкурс для молодых ученых и специалистов по созданию перспективной космической техники. Всего на конкурс поступило 98 работ. Победителем конкурса стал творческий коллектив, объединяющий сотрудников Самарского национального исследовательского университета имени С.П. Королева и филиала федерального научно-исследовательского центра "Кристаллография и фотоника" РАН (Самара), под руководством Артема Никонорова. По сообщению "РИА Новости", победитель конкурса получит 3 млн руб. на разработку аванпроекта, который может войти в портфель основных проектов ФПИ.
Источник ComNews в одной из госкомпаний космической отрасли отметил, что предприятие не может позволить себе приобрести какие-либо решения у стартапов. Продукция стартапа может принести не только выгоду, но и убыток. Поэтому госкомпания должна закупать только готовые продукты, которые гарантированно направлены на получение прибыли.
По мнению Виталия Егорова, большинство стартапов космического кластера "Сколково" и ракетно-космическая отрасль России существуют практически в альтернативной реальности - не пересекаясь в своей деятельности. "И хотя госконтракт может являться мечтой любого стартапера, более дальновидной является стратегия выхода на международный рынок. На мировом рынке у российских команд есть неплохие перспективы благодаря высокому инженерному уровню специалистов и низкой, по сравнению с Западом, оплаты их труда", - отметил он.
Что касается международного рынка, то недавно европейская компания Airbus объявила о начале конкурса Enter the SpaceDataHighway. SpaceDataHighway - современная система коммуникации. "Для поощрения дальнейших инноваций и расширения сфер применения технологии Airbus объявляет конкурс идей Enter the SpaceDataHighway. Подать заявку могут представители малого и среднего бизнеса, стартапы, предприниматели и студенты, которые хотели бы представить свои идеи для развития технологии SpaceDataHighway", - говорится в сообщении Airbus. Победитель получит инвестиции в размере 75 тыс. евро и сможет рассчитывать на поддержку и опыт Airbus Bizlab, бизнес-инкубатора Airbus. Инициатива стартовала при поддержке Европейской комиссии и Европейского космического агентства, которые совместно с компанией Airbus разработали программу SpaceDataHighway в рамках государственно-частного партнерства.
Представитель "Роскосмоса" вчера не ответил на запрос ComNews.