Дария Донецкая, директор по корпоративным коммуникациям T-Tronic
Дария Донецкая,
директор по корпоративным коммуникациям T-Tronic
12.01.2017

В сложившейся транспортной парадигме начались глобальные преобразования. Они стали возможны благодаря стремительному развитию и распространению информационных технологий - таких как искусственный интеллект, Интернет вещей, Big Data, распределенные вычисления и пр.

Эти изменения затрагивают абсолютно все элементы транспортной экосистемы: так, к примеру, переход от управляемого человеком автомобиля к повсеместному использованию беспилотного транспорта - вопрос ближайшего будущего. Разворот в сторону автономности, в свою очередь, влечет за собой пересмотр роли водителя автомобиля в сторону пользователя услуг развлекательного характера или простого наблюдателя.

Крайне интересен также кейс обслуживания автомобиля как неотъемлемого элемента экосистемы, поскольку широкие возможности сбора и обработки больших данных - в частности, о поломках автомобилей - делают возможным предиктивный анализ в сфере ремонта автотранспорта. Говоря простым языком, это означает, что мы движемся в сторону появления автомобилей, которые не ломаются в принципе. Стоит отметить, что проблематика предиктивного обслуживания (Predictive Maintenance) получила широкое распространение в авиации, где каждая неисправность влечет за собой необратимые последствия. Из последних достижений в рамках данного направления можно назвать совместное решение от компаний Rolls-Royce и Microsoft для авиакомпании Singapore Airlines. Помимо профилактического обслуживания данное решение позволяет авиакомпании более эффективно использовать горючее, распределять маршруты, поддерживать высокий уровень доступности.

Кроме того, большое количество автомобилей сегодня уже является подключенными к всемирной Сети - этот феномен принято называть Connected Car. При этом их число стремительно растет. Так, к примеру, Gartner прогнозирует рост числа подключенных автомобилей к 2020 году до 61 млн. Интересно, что "умными" автомобилями, которые могут взаимодействовать с водителем на расстоянии, сегодня уже мало кого удивишь, а вот vehicle-to-vehicle communication (V2V) и взаимодействие автомашины с сопутствующей инфраструктурой (V2I) - относительно новое направление, набирающее обороты.

Отдельный пласт, достойный особого упоминания, - пересмотр транспортной парадигмы не только с точки зрения ее технологической составляющей, но и самого подхода к характеру пользования и владения транспортом. Известно, что отличительной особенностью четвертой технологической революции является тенденция к созданию высокотехнологичных платформ и агрегаторов. Основными устройствами, оказывающими прямое влияние на их развитие, являются Smart Devices. Главное преимущество таких платформ заключается в их потенциале к приумножению ценности за счет эффекта объема и эффекта кооперации.

Платформы также являются олицетворением эпохи так называемой On-demand Economy. Они создают совершенно новую модель взаимодействия между обычными людьми, публичными компаниями и капиталом. Владение личным транспортом перестает иметь ценность для обычных людей по многим причинам, на которых я не буду отдельно останавливаться. Скажу только, что появление каршеринговых сервисов, карпулинга и агрегаторов услуг такси в буквальном смысле взорвали рынок личного автотранспорта. В этой связи автопроизводители находятся перед серьезным вызовом, поскольку структура рынка претерпевает драматические изменения и их дальнейшее развитие напрямую зависит от способности быстро реагировать на эти изменения, гибко подстраиваться и менять, в случае необходимости, свою политику.

Хочется отдельно остановиться на том, какие именно технологии сделали возможными столь масштабные изменения в транспортной сфере. Особое место отводится в этом процессе технологиям искусственного интеллекта, которые серьезно эволюционировали за последние несколько лет. Еще некоторое время назад, к примеру, распознавание дорожных знаков, автономный круиз-контроль и автоматический паркинг представлялись чем-то инновационным, тогда как сегодня эти элементы воспринимаются не более чем улучшенным методом обработки данных. Направлением прорыва стоит считать, по моему убеждению, создание проактивного голосового ассистента с дифференцированным набором функций: проактивное поведение, адаптированное под каждого водителя, понимание внутреннего устройства автомобиля, интеграция с внешними сервисами и, как бы странно это ни звучало, эмоциональная связь с водителем.

В заключение скажу, что сама, будучи евангелистом компании, занимающейся агрегацией авторемонтых услуг и OBD-II-диагностикой (On-Board Diagnostics), стараюсь в разработке стратегии развития компании смотреть в будущее "с широко открытыми глазами", отдавая себе при этом полный отчет в том, что уже в скором будущем проблематика частного авторемонта в прежних масштабах может стать неактуальной. Поэтому наша стратегия заключается в накоплении больших данных о поломках автомобилей для повсеместного внедрения предиктивного обслуживания транспорта. По моему убеждению, именно продукты на основе Big Data будут востребованы в будущем.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты