главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
26.11.2016

Фокус сектора Интернета вещей (IoT) в мире резко сместился: теперь его игроки видят главную задачу не в подключении миллиардов устройств, а в умении оперативно обрабатывать получаемые с них данные и, в зависимости от результата, должным образом реагировать. Неменьшее значение они придают обмену IoT‑данными между участниками цепочек создания добавленной стоимости и смежными рынками. Эти тенденции четко проявились в выступлениях на европейской конференции Internet of Things World 2016, состоявшейся в Дублине 21‑22 ноября.

Еще недавно аналитики и вендоры соревновались в прогнозах количества IoT-устройств, предрекая от 20 млрд до 100 млрд подключенных к сетям связи вещей к 2020‑2022 году. Японский сотовый оператор SoftBank настолько уверовал в перспективность IoT, что в сентябре текущего года за $31,4 млрд купил британскую фирму ARM Holdings – ​производителя чипов для смартфонов и подключенных устройств. Выступая в Дублине, директор по беспроводным технологиям и IoT-стратегии ARM Пол Вильямсон процитировал недавнее заявление главы SoftBank Масайоши Сана, который предсказал, что через два десятка лет в мире будет 1 трлн подключенных устройств, а генерируемый ими трафик к 2035 году возрастет в 2400 раз: с нынешнего 1 эксабайта до 2,4 зетабайта в месяц.

Впрочем, сам факт подключения многочисленных устройств оказался несложной задачей: корпорации и госструктуры сделали это даже несмотря на отсутствие стандартов. На роль IoT-стандарта претендуют технологии NB-IoT, LoRa, SigFox, Random Phase Multiple Access/Ingenu, Starfish, Accellus, Telensa, Nwave, WAVIoT и другие, но пока такой статус обрела лишь первая, став частью выпущенного летом этого года LTE Release 13.

Катя Расмуссен, директор по удаленному управлению контейнерами Maersk Line, одного из крупнейших в мире перевозчиков, рассказала, что компания потратила пять лет на оснащение IoT-устройствами всех ее 270 тыс. рефрижераторных контейнеров. Теперь, используя GPS, сотовую и спутниковую связь, Maersk Line может удаленно выяснять местоположение контейнера, внутреннюю температуру и работоспособность двигателя холодильной установки. Однако следят за этими параметрами сотрудники компании, которые в случае обнаружения проблем связываются с командой корабля или портовыми службами, а те вручную устраняют неисправность. По словам Кати Расмуссен, Maersk Line хотел бы автоматически устранять неисправности, а еще лучше – ​предсказывать с помощью IoT-данных вероятность выхода из строя тех или иных систем и ремонтировать их превентивно.

Схожий путь проходит производитель лифтов thyssenkrupp Elevator. Генеральный директор его британского подразделения Вильгельм Неринг сообщил с трибуны Internet of Things World 2016, что компания завершила оснащение большинства поставленных лифтов IoT-датчиками и пока пассивно собирает с них данные, а в 2017 году начнет их обработку, с тем чтобы прогнозировать поломки и обслуживать лифты для их безостановочной работы.
Но потребность в данных выходит за пределы отдельных компаний. Еще год назад одной из самых перспективных сфер для внедрения IoT на Западе называлось сельское хозяйство. Стив Леру, менеджер по цифровым инновациям AB Agri (крупный поставщик кормов), рассуждает: "Фермеры в Европе живут на субсидии, и для внедрения IoT им нужен гарантированный результат. Добиться его можно, только если замкнуть в единую информационную систему всю цепочку – ​от производителей кормов, витаминов и удобрений до ресторанов и супермаркетов. Тогда затраты на IoT можно разделить между всеми участниками цепочки, а фермер сможет регулировать объем и тип продукции в зависимости от реального спроса".

IoT-экосистему создает производитель сельхозтехники John Deere из США. Он организовал портал, призванный объединить фермеров, агрономов и дилеров. Данные на этот сайт поступают с IoT-датчиков, которыми оборудованы все машины John Deere, а со временем компания намерена обрабатывать и информацию от техники других вендоров. Портал позволяет вести удаленную диагностику и обслуживание техники, загружать в нее задания в зависимости от состояния поля, погодных условий и иных факторов, что ведет к оптимизации автопарка и прозрачности для владельца.

Потребность в обмене IoT-данными есть и в сегменте Connected Cars. "Подключенный автомобиль позволяет экономить на страховке: ее цена может варьироваться в зависимости от длительности или стиля вождения, но для этого доступ к данным от машины должны получить страховые компании", – ​заявил директор по подключенным продуктам и услугам Volvo Car Group Дэвид Холечек. Вице-президент по глобальным IoT-услугам Telia Ханс Дальберг добавил, что для обеспечения безопасности на дорогах недостаточно моновендорных решений (как, например, Volvo on Call) – ​обмен и обработка данных со всех автомобилей, независимо от марки, должны вестись в едином центре.

Рыночная потребность в соединении целой цепочки поставок и сборе данных от разрозненных игроков создает новый шанс для операторов связи, которые пока остаются за бортом мировой IoT-революции.

Журнал "Стандарт" № 11 (166), ноябрь 2016