Олег Жуков: "Одной из своих приоритетных задач я вижу доведение доли облачных услуг до половины от общего оборота Oracle в России и СНГ в течение двух лет"
19.12.2016

Вскоре после конференции Oracle Digital Day, которую провела в Москве корпорация Oracle, ее региональный директор в России и СНГ Олег Жуков дал интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику. В ходе беседы он подтвердил приверженность Oracle курсу на развитие облачных услуг и рассказал о планах наращивания их доли в общей выручке вверенного ему подразделения.

- Выполнил ли Oracle в России и СНГ план продаж облачных услуг в 2016 финансовом году (закончившемся 31 мая)?

- Мы выполнили план по всем направлениям, а в сфере Cloud результаты были особенно хорошими. По облачным сервисам Oracle в России показал такие же темпы роста, как и корпорация в целом, и это не может не радовать. Учитывая прогнозы IDC по всему российскому ИТ-рынку, показатели Oracle вообще выглядят отлично (по прогнозу IDC, в 2016 году российский ИТ-рынок просядет на 13 % по сравнению с 2015 годом, упав ниже $15 млрд, – ​прим. "Стандарта").

- Насколько план продаж облачных услуг российского офиса Oracle в 2017 финансовом году выше, чем в 2016‑м? К какой доле облачных услуг в общей выручке в России вы стремитесь в ближайшие годы?

- Исполнительный председатель совета директоров Oracle Ларри Эллисон заявил, что к 2025 году до 80 % всех данных перейдут в облако. Судя по интересу российских заказчиков к облачным услугам, мы можем опередить этот прогноз.

На текущий год мы заложили увеличение доходов от продаж облачных сервисов всех категорий по региону Россия и СНГ примерно в полтора раза. Столь существенный прирост запланирован не случайно: мы и наши клиенты возлагаем большие надежды на вывод семейства сервисов Oracle Cloud @ Customer на местный рынок. Мы сделали анонс 25 октября на Oracle Digital Day в Москве и теперь рады подтвердить, что услуга уже доступна в России. Суть ее в том, что клиенты впервые смогут развернуть облако Oracle в собственном ЦОДе, находящимся под защитой корпоративных межсетевых экранов (файервол) и иных продуктов для безопасности. Одной из своих приоритетных задач на посту руководителя Oracle в России и СНГ я вижу доведение доли облачных услуг до половины от общего оборота в течение двух лет.

- Далеко не все заказчики разделяют cloud-оптимизм. Уверены ли вы в том, что альтернативы облачным услугам не существует?

- Переход от капитальных затрат к операционным (от CAPEX к OPEX) выгоден подавляющему большинству заказчиков. Хотя бывают редкие исключения. Например, при выходе на биржу компании важно показать максимальную капитализацию, а на нее влияет стоимость активов, – ​в этом случае CAPEX может на короткий промежуток времени оказаться выгодным. В иных случаях схема подписки идеально отвечает задаче сокращения издержек, которая стоит перед любым бизнесом и государственными организациями.

В Oracle существуют различные бизнес-подразделения и экспертные советы, которые общими усилиями анализируют задачи заказчика и затем предлагают модели и продукты, идеально подходящие для решения этих задач. Такое внутреннее взаимодействие подразделений отлично налажено и в российском офисе, и на глобальном уровне.

- Кого вы считаете основными конкурентами по облачным услугам на российском рынке?

- Ближайшим конкурентом облачных сервисов Oracle являются наши собственные продукты, которые предполагают традиционное размещение на территории заказчика (on-premises). Заметным конкурентом в сегменте облачных услуг в Северной Америке является компания Amazon, но в России и СНГ мы с ней не сталкиваемся.

- Привела ли программа Oracle Partner Network (OPN) Cloud, запущенная в России в начале 2016 года, к радикальному увеличению количества партнеров по облачным сервисам и приросту продаж в этом сегменте?

- Да, новые партнеры дали прирост, и мы перешли от начального этапа – ​"евангелизации" – ​к привлечению сторонников. В целом, четверть партнеров вовлечены и развивают с нами облачный бизнес. Только к программе OPN Cloud, стартовавшей в феврале, в России присоединились десятки компаний. Обучение идет на постоянной основе, партнеры активно получают и развивают облачные специализации. Вместе с семейством сервисов Oracle Cloud @ Customer мы анонсировали партнерскую программу Oracle Cloud Managed Service Provider (MSP), которая доступна компаниям, обладающим навыками и инфраструктурой для создания, развертывания, запуска и управления рабочими нагрузками от Oracle и других поставщиков. Новые партнеры по этой программе получат возможность работать с заказчиком, полностью отвечая за удовлетворение его потребностей, путем добавления своих услуг поверх облачного сервиса Oracle Cloud @ Customer. MSP-партнер сможет поставить предконфигурированные облачные сервисы Oracle Cloud Machine как у заказчика, так и у себя (если заказчик ему доверяет), и в любом случае облако будет закрывать файервол – ​заказчика или MSP-партнера. У нас сформирован список хорошо подготовленных кандидатов в партнеры по программе MSP, и мы уже начали с ними переговоры.

- Нет ли у Oracle планов создания в России собственного ЦОДа или использования партнерских дата-центров?

- Два процесса идут параллельно: компания изучает возможности создания ЦОДа в России и одновременно вывела на рынок сервис Oracle Cloud @ Customer, который позволяет "прописать" публичное облако Oracle в любом дата-центре на территории РФ (как и любой иной страны). Таким образом, мы планируем в ближайшей перспективе открыть здесь десятки ЦОДов.

- Cloud @ Customer являются управляемыми сервисами. Из каких дата-центров Oracle будет вести управление ими в России и не вызовет ли эта деятельность из-за рубежа беспокойство у отечественных заказчиков и регулирующих органов?

- Точка управления и мониторинговый центр присутствуют в каждом ЦОДе Oracle. И не имеет значения, из какого дата-центра Oracle этим занимается: все находится под защитой файервола заказчика. Такая схема работы решает все вопросы, связанные с безопасностью информации или персональными данными. Только заказчик (либо его партнер) решает, когда устанавливать те или иные обновления, дополнительные диски, системные платы, проводить любой иной апгрейд или обслуживание.

- Разделяет ли компания идеологию "Индустрия 4.0" и концепцию промышленного Интернета вещей (IIoT)?

- Да, Oracle разделяет эту идеологию и активно участвует в консорциумах и ассоциациях, которые формируют стандарты IoT и IIoT. Стандарты очень важны: независимо от используемого языка программирования все команды подключенным устройствам должны быть унифицированы. Темой IoT в Oracle занимается целое подразделение. На рынке обработки больших данных, генерируемых промышленными предприятиями и крупнейшими логистическими компаниями, имя Oracle знает каждый. Например, в качестве одного из перспективных направлений для IoT Oracle рассматривает умный мониторинг материальных средств и подвижного состава. Инструменты системы позволяют не только понимать, в какой точке пространства находится каждый из объектов, оценивать его текущее состояние, оперативно реагировать на нештатные ситуации, но и, что более важно, на основе глубокого анализа данных предсказывать отказы оборудования и осуществлять прогнозируемое обслуживание техники. Для производителей оборудования важнейшей информацией становятся данные о работе их продуктов в реальном мире, и эти сведения, оперативно доставленные в офис разработки, помогают вовремя распознавать наиболее значимые области для дальнейших инвестиций. Облачный сервис Oracle IoT Cloud Service дает возможность компаниям по всему миру безопасно подключать IoT-устройства для сбора информации, проводить анализ потока данных в реальном времени и связывать IoT-подсистему предприятия с приложениями для запуска соответствующих бизнес-процессов.

- Цифровая трансформация превращает корпорации на любом вертикальном рынке в ИТ-компании, но потребности в ИКТ-сервисах в каждой отрасли во многом уникальны. Видит ли Oracle возможность разработки и поставки специфических решений, в том числе облачных, для нужд отдельных индустрий?

- Да, безусловно, это часть нашей стратегии. У Oracle есть глобальные отраслевые подразделения, разработчики, продавцы и консультанты в которых работают с вертикальными рынками. Они предлагают компаниям решения бизнес-задач, специфичных для этих отраслей, и лучшие в своем классе технологии и облачные сервисы. Среди основных направлений для Oracle телеком, финансовые услуги, розничный бизнес, энергетика и ЖКХ, строительство, государственный сектор, образование, здравоохранение, гостиничный и ресторанный бизнес и многие другие. И мы рады, что крупнейшие компании в России используют решения Oracle Retail, Oracle Utilities, Oracle Communications, Oracle Financial Services и прочие.