Алексей Любимов, председатель совета директоров консорциума 3i Technologies
Алексей Любимов,
председатель совета директоров консорциума 3i Technologies
26.12.2016

Среди самых резонансных законопроектов первой половины 2016 года был закон о новостных агрегаторах, который c 1 января 2017 года приравняет площадки вроде "Яндекс.Новости" или News.Mail.Ru к СМИ. Однако после жарких дебатов о свободе слова "неожиданно" выяснилось, что попавшие под его действие "независимые" сервисы можно пересчитать по пальцам одной руки. Больше всего "перепало" интернет-ресурсам органов государственной и региональной власти, которые вдруг станут изданиями.

Еще летом выяснилось, что на деятельности профессиональных мониторинговых сервисов или "свалок" релизов закон никак не отразится. Чтобы успокоить "взволнованную" общественность, в конце ноября представители Роскомнадзора в очередной раз уверили всех участников отечественного рынка, что социальные сети, блоги, сайты телеканалов и порталы с новостными лентами, суточная аудитория которых не превышает один миллион посетителей, не будут считаться агрегаторами и под действие закона не попадают.

Даже такие сервисы, как Google News или MSN.com (по умолчанию встроен в ряд продуктов компании Microsoft), агрегирующие новости, под действие закона попадают лишь "краешком". Так, Google News смог убедить регулятора в том, что в РФ он не так популярен, как на Западе и не набирает миллиона посетителей в сутки. Впрочем, на Google News введение закона все-таки отразится: Роскомнадзор потребовал от сервиса регистрации юридического лица в РФ и дал ему срок до апреля 2017 года.

Такие же службы, как "Яндекс.Новости" или News.Mail.Ru, к новостям всегда относились всерьез, поэтому вопрос о приведении их деятельности в соответствие с российским законодательством назрел давно. Для многих пользователей Рунета новости начинаются и заканчиваются в тот момент, когда они заглядывают на титул "домашней" страницы. По суточной аудитории отечественные интернет-гиганты давно обогнали даже Первый канал российского ТВ. И, конечно, у больших агрегаторов есть своя редакционная политика - доказательством тому постоянные вопросы пользователей о том, как те или иные новости попадают в топ-5 "Яндекса" и топ-10 Mail.Ru.

Словом, такие медиаплощадки, как "Яндекс", Mail.Ru или Rambler & Co, вполне резонно приравнены к СМИ. Но даже их представители Роскомнадзора успокоили, что не будут требовать от них невозможного. От них требуется хранить сведения об источнике получения информации (а не сами тексты) на протяжении шести месяцев и, по решению контролирующего органа, в случае установленной недостоверности или незаконности, прекращать распространение информации. А в остальном они могут делать то же, что делали раньше.

И тем не менее, в списке российских СМИ в 2017 году появится несколько сотен новичков: новыми масс-медиа станут сайты местных, региональных, и федеральных служб и ведомств. Корпорация "Яндекс" угрожает чиновникам с нового года прекратить индексацию госресурсов, не получивших регистрацию Роскомнадзора. Впрочем, региональные власти, скорее всего, успеют подать документы и получить статус СМИ.

При этом целый ряд фактических агрегаторов под действие закона не попадают, несмотря на то что они оказывают большое влияние на людей, принимающих решения. Речь идет о мониторинговых сервисах, таких как российские "Интегрум", "Медиология" или выходящая на 23 языках информационно-аналитическая служба Dow Jones - Factiva. Этими сервисами не пользуется массовая аудитория, однако службы министерств и ведомств, руководители компаний, PR и маркетинга активно применяют их продукты в своей деятельности. То есть, очевидно, что закон о новостных агрегаторах несовершенен и, скорее всего, уже в ближайшее время после вступления в силу его ждет коррекция.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты