Роман Рожков
13.12.2016

Законопроект об ограничении иностранного капитала в аудиовизуальных сервисах долей в 20% получил отрицательное заключение правительственных экспертов. Они полагают, что разработавшие эти поправки операторы связи и телеканалы с их помощью пытаются монополизировать рынок онлайн-видео, на котором занимают только 12%. По мнению инициаторов проекта, он всего лишь устанавливает для всех равные правила.

Рабочая группа "Связь и IT" экспертного совета при правительстве подготовила заключение на поправки об аудиовизуальных сервисах, внесенные депутатами Андреем Луговым и Шамсаилом Саралиевым 25 ноября. Над заключением (есть у "Ъ") работали эксперты из отраслевых объединений — Российской ассоциации электронных коммуникаций, "Открытой сети", "Интернет-видео", Ассоциации интернета вещей, а также компаний — МТС, "Яндекса" и др. По словам трех участников рабочей группы, заключение будет представлено сегодня на заседании комитета Госдумы по информполитике.

В случае принятия закона компании--организаторы аудиовизуальных сервисов должны сократить долю иностранного капитала в них до 20% к 1 июня 2017 года. Это требование не распространяется на интернет-сервисы, где размещаются преимущественно пользовательские аудио и видео. Методику отделения профессионального контента от пользовательского еще предстоит разработать. При этом правкомиссия может разрешить иностранные инвестиции в подпадающие под законопроект ресурсы.

Чтобы выполнить требования законопроекта, транснациональная компания должна будет выделить российский сегмент своего бизнеса, сократив долю в нем до 20%, говорится в заключении. Это приведет к тому, что большинство из этих компаний свернут деятельность в России либо проигнорируют требования закона, что может грозить запретом аудиовидеосервиса в РФ, считают в рабочей группе. По мнению участников рынка, под определение аудиовизуального сервиса подпадают не только GooglePlay, iTunes и AppStore, но и "Кино Mail.Ru", "Игры Mail.Ru", "Яндекс.Музыка", "Яндекс.Видео" и Twitch.

По оценке J`son & Partners Consulting, которая приводится в заключении, телеканалы и операторы, от имени которых выступает Медиакоммуникационный союз (МКС), занимают лишь 12% рынка онлайн-видео. Тогда как онлайн-кинотеатры контролируют 70% рынка, еще 7% — у платформ цифровой дистрибуции. Сервисы операторов связи работают в интернете по той же рекламной модели, что и онлайн-кинотеатры, и продают рекламу через тех же медиаселлеров, считают эксперты. По их оценке, каталоги онлайн-кинотеатров и видеосервисов операторов совпадают на 90-95%, хотя проекты операторов выведены из-под действия поправок как имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности государства. Они расценивают законопроект как "шаг к монополизации рынка игроками, занимающими меньшую его долю".

Законопроект направлен на защиту российских онлайн-видеосервисов, возражает представитель МКС. По его словам, поправки обеспечивают "защиту не только информационную, но и экономическую, устанавливают равные правила работы в России как для российских, так и для иностранных компаний, не имеющих на территории РФ зарегистрированных представительств, но извлекающих прибыль за счет российских пользователей". По оценке МКС, с точки зрения изменений структуры капитала законопроект на сегодня затрагивает только контролирующихся кипрскими компаниями сервисы Ivi и Megogo, потому что их посещаемость превышает 100 тыс. в сутки. "Остальные видеосервисы либо имеют меньшие аудиторные показатели, следовательно, не подпадают под регулирование, либо их собственниками являются российские граждане и компании, либо они входят в структуру стратегических компаний",— резюмируют в МКС.