© ComNews
30.11.2016

ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) намерено застраховать на 2017 г. девять спутников связи - "Экспресс-АМ33", "Экспресс-АМ44", "Экспресс-АТ1", "Экспресс-АТ2", "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ7", "Экспресс-АМ8" и "Экспресс-АМУ1". Совокупная максимальная страховая премия, которая может быть выплачена по контракту за страхование всех спутников, составляет 578 млн руб.  В 2016 г. впервые в истории часть космических аппаратов ГПКС, произведенных в РФ, были застрахованы не на 100%, виной тому - череда аварий в космической отрасли. На 2017 г. предприятие надеется застраховать группировку полностью.

Информация о проведении открытого конкурса по закупке услуг страхования опубликована на портале госзакупок. ГПКС принимает предложения страховщиков до 13 декабря, а рассматривает их до 15 декабря. ГПКС страхует спутники от рисков частичной и полной гибели во время их эксплуатации на орбите.

Договор страхования спутниковой группировки будет заключен на год, с 31 декабря 2016 г. по 31 декабря 2017 г. Согласно закупочной документации, начальная цена заявки в 578 млн руб. - это также совокупная максимальная страховая премия, которая может быть выплачена по контракту за страхование всех спутников.

Страховая сумма для "Экспресса-АМУ1" составит 10,9 млрд руб., для "Экспресса-АМ7" составит 7,2 млрд руб., для "Экспресса-АМ5" - 6,6 млрд руб., для "Экспресса-АМ6" - 5,6 млрд руб., для "Экспресса-АМ8" - 5,1 млрд руб., для "Экспресса-АТ1" - 2,8 млрд руб., для "Экспресса-АТ2" - 2,3 млрд руб., а для "Экспресса-АМ44" - 501 млн руб., для "Экспресса-АМ33" - 264 млн руб. Общая страховая сумма для всех спутников составляет 41,3 млрд руб.

В 2015 г. ГПКС проводило конкурс на страхование эксплуатации на орбите восьми спутников. Тогда начальная цена заявки равнялась 400 млн руб., а общая страховая сумма составляла около 32,9 млрд руб. (см. новость ComNews от 17 ноября 2015 г.). Как пояснил представитель предприятия, в этом году общая страховая сумма изменилась в связи с тем, что в 2016 г. в состав орбитальной группировки ГПКС вошел космический аппарат "Экспресс-АМУ1". Запуск спутника состоялся 25 декабря 2015 г., а ввод в эксплуатацию - 10 февраля 2016 г.

Напомним, на 2015 г. поставщиками услуг страхования для спутниковой группировки ГПКС стали "Ингосстрах" и "СОГАЗ". Причем страховщиком-координатором является "Ингосстрах" с долей ответственности 70% от страховой суммы, а состраховщиком - "СОГАЗ", с долей 30% от страховой суммы. Запуск и первый год эксплуатации "Экспресса-АМУ1" застраховали сразу три компании - "Ингосстрах", "СОГАЗ" и "АльфаСтрахование".

В 2016 г. впервые в истории часть космических аппаратов ГПКС, произведенных в РФ, были застрахованы не на 100%, а на 70%. Это связано с чередой космических аварий, произошедших в 2015 г. (гибель MexSat из-за сбоя в работе "Протона-М", гибель "Прогресса М-27М", спутника EgyptSat, а также гибель спутника Amos-5, построенного в АО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф. Решетнева"). Из-за этого негативного фона западные андеррайтеры практически отказываются страховать российские спутники связи, а это негативно влияет на бизнес российских страховщиков, которые обычно перестраховывают риски на Западе. "Мы не смогли разместить защиту этой группировки на 2016 г. в полном объеме. Сейчас на 100% застрахованы только космические аппараты "Экспресс-АМ33", "Экспресс-АМ44", "Экспресс-АТ1", "Экспресс-АТ2", "Экспресс-АМ7" и "Экспресс-АМУ1". И на 70% застрахованы спутники "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6" и "Экспресс-АМ8", - говорил  вице-президент ОСАО "Ингосстрах" Александр Подчуфаров на конференции Satcomrus 2016 (см. новость ComNews от 7 октября 2016 г.).

Напомним, в январе 2016 г. ИСС в отчете назвало наиболее вероятной причиной отказа Amos-5 попадание в аппарат метеороида. При этом предприятие так и не представило страховому рынку однозначную причину отказа Amos-5 и доказательства ее нераспространения на другие спутники на базе платформы "Экспресс". В результате в апреле 2016 г. ИСС в Париже провело брифинг для игроков отрасли спутниковой связи по теме страхования российских спутников при эксплуатации на орбите. 27 сентября в Лондоне прошла техническая презентация космических аппаратов ГПКС, входящих в состав действующей орбитальной группировки. 4 октября в Железногорск, где расположено производство ИСС, прибыло 15 представителей мирового страхового сообщества. ИСС продемонстрировало им модель ситуации, которая произошла с Amos-5 на орбите.

"Тот резкий негативный настрой, который был в апреле в Париже, на прошлой неделе в Лондоне был уже не столь сильным. Надеюсь, что группировка будет застрахована полностью", - говорил на Satcomrus 2016 гендиректор ГПКС Юрий Прохоров. Как подчеркнул вчера представитель пресс-службы "Космической связи", предприятие совместно с ИСС "провело комплекс мероприятий, чтобы обеспечить страхование космических аппаратов орбитальной группировки в полном объеме". Однако, как добавил он, окончательные условия страхования станут известны после подведения итогов конкурса.

В сентябре другой крупный спутниковый оператор - ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) объявило тендер на страхование спутников связи "Ямал-300К", "Ямал-402" и "Ямал-401" в 2017 г. (см. новость ComNews от 27 сентября 2016 г.). Согласно протоколу по подведению итогов, размещенному на портале госзакупок, победителем тендера стало АО "СОГАЗ".