Алексей Солодовников, управляющий директор Uptime Institute Russia
05.12.2016

Более семи лет международная организация Uptime Institute оценивает ЦОДы во всем мире, подойдя в 2016 году к рубежу в 1 тыс. сертификаций по стандарту Tier. Управляющий директор Uptime Institute Russia Алексей Солодовников рассказал редактору "Стандарта" Ксении Прудникововй о деятельности организации и особенностях работы на российском рынке.

- Uptime Institute начал сертифицировать ЦОДы в 2009 году. Как развивалась деятельность организации и каких показателей вы достигли по состоянию на первое полугодие текущего года?

- Первые шаги организация сделала несколько раньше, но именно в 2009 году наши наработки были преобразованы в официальные документы, которые легли в основу стандартов Uptime Institute. В том же году были сертифицированы четыре комплекта проектной документации и одна площадка. Уже в следующем году мы выдали в два раза больше сертификатов. В последующие годы этот показатель рос по экспоненте, ежегодно удваиваясь. Сейчас мы фиксируем снижение темпов роста выдачи сертификатов, которое, однако, не носит критического характера. Рост перестал быть двукратным, но он продолжается. Можно сказать, что мы растем вместе с мировым рынком ЦОДов, несколько его опережая.

Для любого серьезного бизнеса расти даже на 15‑20 % в год не так просто, если принимать во внимание необходимые для этого финансовые ресурсы, время и средства на обучение персонала. А в нашем случае, учитывая, что штат UI составляет чуть более 80 человек, требуются уникальные высококвалифицированные специалисты. Причем у нас распределенный кадровый ресурс. Это означает, что специалист UI в Великобритании отвечает не только за проекты, реализуемые в ближайшей географической области. Аналогичным образом сотрудники российского подразделения не работают исключительно в России и СНГ, нам доводилось вести проекты в Саудовской Аравии, Италии, Канаде. Зато, работая в разных регионах мира, консультанты приобретают действительно уникальный опыт. График наших сотрудников расписан на пару месяцев вперед. Но мы не планируем резко увеличивать штат в ближайшей перспективе, в противном случае пришлось бы повысить и стоимость услуг.

По состоянию на 2016 год сертификаты UI получили представители 79 стран по всему миру, выдано свыше 800 сертификатов по стандарту Tier и проведено более 100 оценок операционной деятельности.

- Uptime Institute Russia, отвечающий за деятельность в России и странах СНГ, создан в январе 2013 года. На момент появления в регионе было выдано восемь сертификатов. Какова эта цифра по состоянию на текущий год? Сколько проектов находится в работе?

- В России 23 дата-центра получили сертификаты Tier на проектную документацию (Design Documents), причем шесть площадок прошли сертификацию установленного оборудования (Constructed Facility), а три ЦОДа, принадлежащие ЗАО "КРОК инкорпорейтед", ООО "ДатаСпейс Партнерс" и ПАО "Сбербанк", сертифицированы на эксплуатационную устойчивость (Operational Sustainability). В странах СНГ выдано восемь свидетельств о сертификации.

В работе у нас находится около 15 проектов, это не только сертификация, но и аудит эксплуатации, и проведение проверки объектов и рабочих процессов, позволяющей выявить риски, диагностировать проблемы, оценить стратегию и определить вероятный рейтинг по стандарту Tier (процедура Data Center Due Diligence Assessment, DCDDA). Подобная проверка проводится, когда заказчик хочет получить из авторитетного независимого источника оценку ЦОДа с точки зрения как топологии, так и эксплуатационной устойчивости. Критерии оценки взяты из стандартов Tier Topology и Operational Sustainability. По итогам мы формируем объемный отчет, в несколько десятков страниц, с замечаниями и рекомендациями, а также со средней оценкой по миру и по данной конкретной площадке. Такой отчет является собственностью заказчика, который может использовать его для принятия решения о покупке-продаже, инвестировании в ЦОД, для решения вопроса об обновлении системы управления инфраструктурой и рабочими процессами, прогнозирования и ликвидации проблем и инцидентов. Конечно, сертификация (подтверждение соответствия стандартам UI) остается наиболее заметной частью нашей деятельности. Однако к нам все чаще обращаются за аудитом, при этом мы даем оценку по тем же параметрам, что и при сертификации, которой заказчик распоряжается по своему усмотрению для повышения эффективности бизнеса.

- Велик ли процент компаний, готовых начинать строительство ЦОДа в соответствии с рекомендациями UI? Насколько технически и экономически сложно привести существующие площадки в соответствие с вашими стандартами?

- Если начинать работу на ранних фазах проектирования площадки, возможностей что-то поправить и улучшить гораздо больше, в независимости от выбранных технологий. И получение сертификата на соответствие уровню Tier III, а обычно обращаются именно за таким документом, становится вполне достижимым. В противовес этому сертифицировать существующие площадки совсем непросто. Такие заказчики к нам обращаются, но это всегда проект с негарантированным результатом. Мы начинаем с анализа того, что же нужно сделать для приведения площадки в соответствие с требованиями стандарта, а затем заказчик принимает решение о том, стоит ли двигаться дальше, исходя из своих финансовых возможностей и бизнес-задач. Кроме того, для перестройки ЦОД требуется остановить, порой надолго, а это не всегда возможно. Возникают ситуации, когда дата-центр получает сертификат на проектную документацию и уровень Tier при этом может быть и III, и IV, но сертификации площадки не происходит, потому что она уже загружена оборудованием.

Отдельно хотелось бы отметить сертификацию проектной документации для дата-центра "Ростелекома" и эксплуатационной устойчивости для площадки Сбербанка. В первом случае проектирование шло под непосредственным руководством наших ведущих специалистов. Сами проектировать мы не можем, так как не имеем соответствующих лицензий, не обладаем доскональным знанием местных особенностей и требований законодательства, но есть общая методология, никак не зависящая от региона, и тут мы способны существенно помочь реализации проекта. Часто проектировщики обращают внимание на какие-то частности, начинают их просчитывать и анализировать, не разобравшись с основой, на которой должна держаться вся совокупность расчетов. Мы помогаем двигаться от общего к частному, оптимизируя процесс проектирования в целом. Мы готовы к тесному взаимодействию с персоналом заказчика, более того, можем с нуля поставить службу эксплуатации: отобрать и обучить людей. В случае со Сбербанком мы работали уже со сформированной профессиональной командой, и наша задача состояла лишь в проведении тонкой настройки и полировки процессов эксплуатации. Можно сказать, что в части эксплуатации ЦОД Сбербанка является одним из лучших в мире.

- Как проходит обучение персонала заказчика?

- У нас есть две учебные программы: Accredited Tier Designer (ATD) для проектировщиков и Accredited Tier Specialist (ATS), адресованная персоналу, непосредственно отвечающему за бесперебойную работу ЦОДа. Мы не исключаем появления в ближайшее время третьего курса – ​для сотрудников, отвечающих за эксплуатацию дата-центра. При этом UI проводит как публичные, открытые тренинги, которые проходят по графику, опубликованному на сайте, так и обучение сотрудников и партнеров заказчика на его площадке. В связи с ухудшением экономической ситуации мы зафиксировали в России и странах СНГ некоторое снижение интереса к учебным программам в прошлом году, но надеемся на стабилизацию ситуации в недалеком будущем.

- Можно ли говорить о том, что международные стандарты подходят российской отрасли не на 100 %, так как не учитывают национальные законодательные требования?

- Стандарты UI не регулируют технологические и строительные параметры ЦОДов, а фокусируются на схемах работы оборудования, персонала и на уровне резервирования инфраструктуры, при которых можно добиться заданной отказоустойчивости объектов. Это не имеет никакого отношения к национальной специфике и законодательству. К примеру, Tier Standard: Topology описывает исключительно топологию: инфраструктуру центра обработки данных и то, как обеспечить отказоустойчивость на уровне не отдельных элементов, а объекта в целом.

В России с советских времен осталось убеждение, что на все – ​от спичек и макарон до атомных электростанций – ​должен быть ГОСТ. Государство таким образом регламентировало абсолютно все сферы жизни. Это продолжалось до 2004 года, когда было принято новое законодательство об основах стандартизации в РФ, которое вписалось в современную картину мира. Государство оставило за собой право нормативного регулирования тех областей, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности жизнедеятельности граждан, для этого существуют нормы, правила и технические регламенты, которым необходимо соответствовать, в противном случае последует административная или уголовная ответственность. Стандартами же теперь, как и во всем мире, являются сборники лучшей практики, и соответствовать им можно на добровольной основе. Это выбор, обусловленный индивидуальными предпочтениями, производственной необходимостью или потребностями бизнеса. В случае с ЦОДом соответствие какому-либо стандарту может быть обусловлено требованием заказчика, который имеет на это полное право согласно действующему законодательству.

Что касается оправданности существования национальных стандартов, следует помнить о том, что цель стандартизации – ​повышение качества и конкурентоспособности продуктов и услуг. И с этой точки зрения необходимо ориентироваться именно на международные стандарты, а если их нет – ​на межгосударственные. И только если таковых нет или они по каким-либо причинам неприменимы, нужно браться за создание национальных стандартов, это одно из положений действующего законодательства.

Мировой опыт колоссален, и игнорировать его более чем недальновидно. Стандарт в нашем понимании – ​это максимальное обобщение существующей мировой практики, и целесообразнее работать с ним, чем отталкиваться от не слишком пока обширного национального опыта. Нормативных же документов для отрасли дата-центров нет ни в одной стране мира. Правительство Мексики привлекало специалистов UI к консультациям по вопросам создания национальных норм, но мы их от этой затеи отговорили. И это правильно, так как с точки зрения норм и правил – ​мы с вами помним, что они регламентируют прежде всего то, что относится к безопасности жизнедеятельности, – ​ЦОД является промышленным объектом общего назначения. Здесь нет никаких специфических угроз и опасностей, которые бы требовали своих, отдельных норм и правил, как, например, этого требуют бензоколонки и нефтехимическое производство (взрывоопасность) или же производство пищевой продукции (опасность здоровью при несоблюдении технологического процесса).

- Как часто и каким образом обновляются стандарты UI?

- Корректировка в среднем происходит раз в два года. При этом хотелось бы напомнить, что лишь первоначально стандарты были написаны сотрудниками Uptime Institute. Именно они дали индустрии универсальный язык для общения. Конечно же, с тех пор стандарты претерпели немало изменений, механизм внесения которых описан в наших официальных документах. Существует общественная организация – ​Консультативная группа владельцев ЦОДов, в который входят представители нескольких десятков компаний, владеющих сотнями дата-центров. Именно они путем голосования принимают изменения к стандартам. UI, как и любой участник данной организации, волен вносить предложения, но принимаются они только общим решением. Таким образом, наши стандарты стали, по сути, достоянием мировой индустрии.