Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
28.11.2016

МГТС в пилотном режиме начала оказывать услуги по уборке, а также домашнему и бытовому ремонту. Оператор запустил этот проект не от хорошей жизни: выручка от услуг связи растет все медленнее, и МГТС ищет источники дополнительного дохода. Столь неординарный шаг несет в себе определенные риски, и едва ли инициатива может стать общим трендом среди телеком-операторов. Однако МГТС находится в особых условиях: компания занимает доминирующее положение на столичном рынке фиксированного ШПД и может себе позволить пойти на эксперимент.

Рынок услуг связи постоянно находится в движении: можно вспомнить, как операторы мобильной связи покупали ШПД-активы и становились универсальными операторами связи, а позже и провайдерами различных услуг. С одной стороны, МГТС находится в тренде и, предоставляя новые сервисы, отвечает на вызовы современного рынка связи. Телекоммуникационные операторы стремятся оказывать различные услуги, связанные не только с предоставлением мобильной связи, проводной телефонии, телевидения и интернет-доступа. Например, "Ростелеком" развивает бизнес в области разработки, эксплуатации и предоставления услуг коммерческих ЦОДов и намерен консолидировать 100% "Центра хранения данных" (торговая марка SafeData). Услуги на базе собственного ЦОДа предлагает и "Акадо-Телеком". Операторы также развивают услуги видеонаблюдения, установки персональной охранной сигнализации, "умных" домофонов и др. Одним из драйверов выручки сотовых операторов сегодня являются вовсе не услуги связи, а продажа смартфонов и аксессуаров.

Не удивительно, что телеком-компании не останавливаются на достигнутом и идут дальше. Помимо традиционных услуг связи, а также услуг охраны и видеонаблюдения МГТС недавно стала предоставлять новый сервис, не характерный для оператора связи. Компания рассчитывает, что это принесет дополнительный доход и компенсирует падение выручки от традиционных телеком-услуг. В разделе "Домашний оператор" на портале МГТС можно выбрать услуги по мелкому бытовому ремонту, уборке, установке бытовой техники, а также заказать электромонтажные и сантехнические работы. Например, за химчистку двухместного дивана МГТС возьмет 1400 рублей, за мытье холодильника - 300 рублей, генеральная уборка жилого помещения площадью до 45 кв.м обойдется в 3550 рублей, а установка унитаза - в 1800 рублей.

Безусловно, диверсификация бизнеса и освоение новых ниш похвальны, это положительно характеризуют оператора и его амбиции по наращиванию выручки. Вспоминается, как недавно топ-менеджер одного из крупных телеком-операторов, говоря о драйверах роста доходов, восклицал: "Что бы мы делали сегодня без облаков!" Но все-таки сложно представить, что топ-менеджер МГТС через несколько лет будет восклицать: "Что бы мы делали без генеральной уборки и мытья холодильников!" Пока непонятно, каков будет масштаб оказываемых услуг, а также компетенция сотрудников, которых оператор возьмет на аутсорсинг.

Перечень дополнительных услуг, представленных в разделе "Домашний оператор", выходит за рамки компетенций операторской компании и выглядит удивительно: он вызывает улыбку, но одновременно с этим и желание протестировать - сможет ли оператор сделать качественно то, за что взялся. Кроме того, предлагаемые услуги действительно являются нужными, а известность МГТС на рынке способна сподвигнуть клиента воспользоваться и непрофильными услугами под ее брендом.

Однако среди других операторов связи такая инициатива вряд ли станет трендом. Большинство телеком-компаний предпочитают дополнять услуги связи контентными и цифровыми сервисами, а никак не бытовыми.

Каждый участник рынка идет своим путем. Более того, МГТС - особенная компания: она занимает доминирующее положение на столичном рынке фиксированного ШПД и может себе позволить пойти на эксперимент, на реализацию необычных проектов. МГТС обслуживает более полутора миллионов абонентов, которым потенциально могут быть интересны и услуги ремонта, установки техники, уборки и др. Многое будет зависеть и от самого оператора, от контроля за сотрудниками, оказывающими эти услуги, от наличия у них компетенций, а также от умения оператора правильно подать эти услуги под своим брендом и выиграть конкуренцию с многочисленными мастерскими по ремонту, с клининговыми сервисами и др. Благо опыт работы на одном высококонкурентном рынке у столичного оператора уже есть.