Анастасия Голицына
Елизавета Серьгина
17.11.2016

 "Мегафон" ведет переговоры с некоторыми акционерами Mail.ru Group о покупке их долей, сообщил вчера оператор.

С кем ведутся переговоры и каков размер доли, "Мегафон" не раскрыл. Речь идет о выкупе доли Алишера Усманова, рассказали партнер оператора и подтвердил источник в одной из структур Усманова.

И "Мегафон", и Mail.ru Group контролируются Усмановым через USM Holdings. Подконтрольная USM Holdings компания NMT владеет 15,2% и почти 64% голосов Mail.ru Group. Еще 27,6% Mail.ru Group – у южноафриканского медиахолдинга Naspers, 7,4% – у китайской Tencent. Около 50% расписок Mail.ru Group торгуются на LSE.

Источник в структурах Усманова сообщил, что переговоры находятся "на продвинутой стадии", но не сказал, когда может быть закрыта сделка. Он утверждает, что у "Мегафона" нет юридических обязательств выкупать акции других акционеров Mail.ru Group. Усманову потребовались свободные средства, но на что, собеседник "Ведомостей" не говорит. Представитель USM отказался от комментариев. Сама Mail.ru Group сообщила, что идут переговоры о коммерческом сотрудничестве с "Мегафоном".

"Если будет достигнуто соглашение и приобретение пакета акций Mail.Ru Group состоится, "Мегафон" и Mail.ru Group продолжат работать как независимые компании на полностью рыночных условиях", – сообщил оператор.

Поскольку в сделке участвуют связанные стороны, USM Holdings необходимо согласовать ее с еще одним акционером "Мегафона" – шведско-финской Telia Company, говорит партнер "Мегафона". Это дело не быстрое, предупреждает он: Telia должна провести собственную оценку актива. Представитель Telia отказался от комментариев.

В случае подобной "внутрихолдинговой" продажи, когда одна дочерняя компания выступает покупателем другой, общая материнская компания признается заинтересованной стороной и не имеет права голоса, говорит замдиректора аналитического департамента "Альпари" Наталья Мильчакова. Эту версию подтверждает человек, близкий к участникам сделки. Судьбу сделки будут решать миноритарии и компромисса достичь будет непросто, продолжает Мильчакова: если сумма, которую предложит за пакет в Mail.ru "Мегафон", покажется слишком высокой, против сделки могут выступить Telia и миноритарии оператора, а если оценка покажется слишком низкой, что приведет к падению биржевых котировок Mail.ru Group, то протестовать впору будет акционерам этой группы, резюмирует она.

Mail.ru Group – крупнейший по аудитории интернет-холдинг в рунете (54,7 млн в сентябре, данные TNS). В группу входит портал Mail.ru, социальные сети "В контакте" и "Одноклассники". Капитализация Mail.ru Group на LSE – $3,7 млрд, так что доля Усманова может стоить около $562,4 млн. Оценить долю USM Holgings сложно, поскольку у компании большой перевес в голосах по сравнению с экономической долей 64% против 15,2%, пишет в аналитической записке аналитик "ВТБ капитала" Иван Ким. Размер премии за контроль еще обсуждается, говорит источник в структурах Усманова. Премия за контроль может составить до 30% к цене пакета USM, считает аналитик "Открытие капитала" Александр Венгранович.

Компания может приобрести долю в Mail.ru Group в долг либо использовать деньги, предназначающиеся для дивидендов. Но второй вариант менее предпочтителен для Telia Company, добавляет аналитик. По его оценкам, соотношение долга к EBITDA у "Мегафона" в случае заключения подобной сделки может вырасти с 1,9 до 2,15.

По словам партнера оператора, "Мегафон" пойдет по пути цифровизации собственных сервисов. Для этого и нужна Mail.ru Group. Источник в структурах Усманова добавил, что сейчас обсуждается два вида партнерства – по созданию виртуального оператора (MVNO) и в области больших данных. По мнению Венграновича, самый ценный ресурс Mail.ru Group – аудитория соцсетей и, возможно, "Мегафон" рассчитывает использовать ее для сдерживания оттока абонентов.

Сделка может быть ответом на усиление конкуренции на рынке, считает Наталья Мильчакова из "Альпари": кроме выхода Tele2 в Московский регион, на рынке появляются новые игроки – например, о планах создания виртуального оператора объявлял Сбербанк. Это может потребовать интеграции контента и мобильной передачи данных, считает она.