Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
07.11.2016

Российская интернет-отрасль все меньше надеется на законодательные меры по борьбе с пиратством в Интернете, которые с 2013 года так кардинально и не повлияли на рынок нелегального контента. Пиратские сайты доступны, как и прежде. Все больше правообладателей и бизнес-ассоциаций понимают, что эффективнее рассчитывать только на себя и договариваться друг с другом, с рекламодателями, даже с самими нарушителями авторских прав, объединяя усилия в борьбе с пиратами.

Борьба с пиратством законодательными методами напоминает хождение по кругу. Первая часть "антипиратского закона" вступила в силу 1 августа 2013 года, но пираты продолжили воровать контент. Расширенный антипиратский закон, вступивший в силу 1 мая и предусматривающий "вечные" блокировки интернет-ресурсов, также не привел к уменьшению количества флибустьеров, а блокировка пиратского сайта оказалась небыстрым и трудоемким процессом. Кроме того, пираты оказались живучими, наплодили сотни "зеркал" и копий своих сайтов, и продолжают работать и зарабатывать. Следующий шаг - борьба с "зеркалами". Однако идее создать законопроект "о зеркалах" уже около года, и пока он согласовывается заинтересованными ведомствами. Сколько осталось ждать до его принятия - непонятно, да и гарантий того, что пираты не придумают чего-нибудь новенького для обхода и этого закона, никаких.

Получается, что законодательство просто не поспевает защищать правообладателей. В такой ситуации настала очередь правообладателей проявить смекалку и хитрость, прежде свойственную лишь пиратам. На RIW-2016 отраслевое сообщество активно обсуждало, что можно сделать уже сейчас, не дожидаясь, пока вступит в силу очередной закон.

Для кардинального изменения ситуации правообладатели пытаются договариваться с рынком об общем принципе - "ни рубля пиратам". В частности, правообладатели уже потребовали от рынка прекратить размещать рекламу на пиратских сайтах и проводить платежи в пользу пиратов. Этой осенью Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) выступила с инициативой запретить размещение рекламы на сайтах, чьи владельцы не внесены в ЕГРЮЛ. Позже ассоциация предложила заставить поисковые системы удалять по запросу ссылки на пиратские сайты. В случае отказа "Яндекс", Google, Mail.ru и других может ждать ответственность за нарушение авторских прав. Ассоциация "Интернет-видео" пытается договориться с поисковыми системами об исключении пиратских сайтов из числа рекламных партнеров. Кроме того, "Интернет-видео" планирует привлечь к процессу борьбы с пиратством Ассоциацию коммуникационных агентств России (АКАР), "Русбренд", Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциацию торговых компаний и товаропроизводителей
электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).

Еще одна хитрость, которая есть в кармане правообладателей, - лицензирование сайта с контентом правообладателя, то есть получение дохода с пиратской площадки при сохранении привлеченной ею аудитории. Если в результате блокировки пользователь лишается контента, а пират и правообладатель не получают прибыли, то в случае с лицензированием - правообладатель получает прибыль, пират договаривается с правообладателем и тоже получает прибыль, а пользователь - смотрит контент. Причем договариваться уже удается. Например, шаг за шагом лицензирует контент социальная сеть "ВКонтакте": еще недавно - самое крупное в России (если не в мире) хранилище пиратского контента всех мастей.

Кроме того, и бизнес-ассоциации, и правообладатели начинают осознавать, что для борьбы с пиратством надо воздействовать и на пользователя. Для изменения культуры потребления контента пользователей надо образовывать: объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, где легальное, где нелегальное, и как относиться к этим двум явлениям. Пользователю важно посмотреть в Сети сериал или фильм в удобное для него время в удобном месте, и ему совершенно все равно, на каком сайте он сможет это сделать. Однако усилия отраслевого сообщества могут положительно повлиять и на поведение пользователя, и на поведение пиратов.

Тем не менее пока пояснить, где легальное, а где нелегальное, затруднительно. Еще в прошлом году Минкомсвязи заявило, что опубликует список более 100 компаний, которые чаще всего дают рекламу на пиратских ресурсах. Однако пока этого списка на сайте Минкомсвязи не видно. Комитет по борьбе с пиратством Медиа-коммуникационного союза (МКС) к середине декабря обещает сформировать список из топ-120 пиратских сайтов с онлайн-видео. Посмотрим, получится ли у Союза лучше, чем у Минкомсвязи.

Одно ясно: использовать для борьбы с пиратами не только законодательные меры, но и другие (в частности, экономические) - правильный путь. Против пиратов нужна атака по всем фронтам. Остается надеяться, что у игроков отрасли получится действовать совместно и привлекать к борьбе все новые и новые силы, а самое главное - обычных пользователей.