В "Яндексе" нашлись возражения против ограничений
К критике законопроекта, регулирующего работу онлайн-кинотеатров и мессенджеров, присоединился "Яндекс".
Представители интернет-компании считают, что документ, разработанный Медиакоммуникационным союзом (МКС), объединяющим крупнейших операторов связи и медиахолдинги, избыточен, негативно повлияет на конкуренцию на рынке и может коснуться любого онлайн-сервиса. Ранее его уже критиковали Mail.Ru Group и Экспертный совет при правительстве РФ.
Поправки к законам "Об информации" и "О связи", предлагаемые МКС, избыточны, могут коснуться практически любого сервиса и негативно повлияют на конкуренцию в России, следует из позиции "Яндекса", с которой ознакомился "Ъ". Свои замечания представители интернет-компании высказали на встрече с членами МКС в Роскомнадзоре 11 октября, говорят несколько участников совещания. Сейчас "Яндекс" и Mail.Ru Group готовят совместное письмо в Минкомсвязи и Роскомнадзор, разъясняющее позицию в отношении законопроекта, сообщили "Ъ" представители обеих компаний; оно будет направлено "в ближайшее время".
Как сообщал ранее "Ъ", МКС предлагает обязать "организаторов обмена мгновенными сообщениями" идентифицировать пользователей, для чего заключить договоры с операторами связи, а также ограничивать массовые рассылки и передачу информации, распространяемой с нарушением законодательства. Законопроект также предлагает ограничить на уровне 20% иностранное участие в уставном капитале аудиовизуальных онлайн-сервисов.
Контроль над коммуникациями уже регулируется существующим законодательством, убеждены в "Яндексе". По мнению компании, предложения МКС только усложнят и ограничат работу сервисов и спровоцируют отток пользователей к иностранным проектам. Поправки негативно повлияют и на конкуренцию в России, считают в интернет-компании. Так, многие российские сервисы имеют иностранные инвестиции, а следовательно, и зарубежных акционеров. "Необходимость реструктуризации собственников может привести к оттоку инвестиций и к их уходу с российского рынка. Это ограничит доступ российской аудитории к лицензионному видеоконтенту и приведет к оттоку пользователей на пиратские ресурсы",— указывают в компании.
Кроме того, из-за "расплывчатых" формулировок законопроект может коснуться практически любого сервиса, в том числе поисковиков, опасаются в "Яндексе". Документ, например, возлагает на поисковые системы обязанности по премодерации контента, что "противоречит здравому смыслу", считают в компании.
На прошлой неделе документ МКС подверг критике и вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян, сообщали "Ведомости". "Мы не думаем, что законопроект отвечает своим целям, которые уже давно могут быть достигнуты ранее принятыми нормами других законов. Мы также не уверены, что итогом не будет ограничение национальных сервисов и компаний. Отрадно, что началась дискуссия, посмотрим, будет ли услышана позиция интернет-компаний",— отметили в Mail.ru Group вчера.
Ранее рабочая группа Экспертного совета при правительстве РФ также выдала отрицательное заключение на поправки МКС, подготовленные, по словам участников рынка, без участия отрасли. По мнению экспертов, основание для предлагаемых законопроектом ограничений отсутствует, а его принятие в текущем виде "может повлечь за собой деградацию российской интернет-отрасли".
В МКС с претензиями не согласны. По словам представителя союза, документ направлен, прежде всего, на защиту отечественных площадок. "Так, когда 20-процентное ограничение иностранного капитала в СМИ вступило в силу, ограничения конкуренции не произошло, не случится и здесь. Кроме того, мы ранее разъясняли, что требования законопроекта не коснутся площадок с пользовательским контентом",— сообщил он. В то же время работа над законопроектом еще продолжится, уточняют в МКС. "Встреча с представителями "Яндекса" и Mail.Ru Group была очень важна: с их помощью мы сможем разработать сбалансированный законопроект",— подчеркивает представитель союза.