Иван Чеберко
17.10.2016

 "Роскосмос" перенес старт первого аппарата многофункциональной системы "Арктика" на 2018 год из-за неготовности бортового оборудования. Запуск спутника откладывается не в первый раз — изначально его планировали вывести на орбиту в 2015 году. 

О переносе старта первого космического аппарата "Арктика" с 2017 года на более поздний срок "Известиям" рассказал информированный источник в Минприроды (ведомство выступает созаказчиком системы).

— "Роскосмос" нас проинформировал, что в 2017 году первый аппарат "Арктики" не будет выведен на орбиту, так как не готово бортовое оборудование, — сообщил собеседник "Известий" в Минприроды. — Нас заверили, что в 2018 году старт осуществить удастся, на что мы, признаюсь, очень надеемся.

В госкорпорации "Роскосмос" от комментариев отказались. Также поступили в НПО имени Лавочкина (НПОЛ), где делают спутники для "Арктики". Не смогли прояснить ситуацию и в компании "Российские космические системы" (РКС), где изготавливают бортовую аппаратуру для космических аппаратов системы "Арктика".

В октябре 2012 года "Роскосмос" по итогам открытого конкурса заключил с НПОЛ контракт на изготовление первой очереди многоцелевой космической системы "Арктика", которая обеспечит связь и постоянное наблюдение в полярных областях и акватории Северного Ледовитого океана. За 5,3 млрд рублей НПОЛ обязалось провести опытно-конструкторские работы, создать первый космический аппарат группировки гидрометеорологического и климатического мониторинга "Арктика-М" и провести его летные испытания. Срок выполнения работ по контракту — 25 ноября 2015 года, то есть к этой дате спутник должен уже быть на орбите. Но затем в Федеральной космической программе на 2016–2025 годы появились новые даты запуска первого аппарата "Арктика" — 2017 год (второй спутник — в 2019 году, третий — в 2020-м, четвертый — в 2021-м).

Глава НПОЛ Сергей Лемешевский ранее объяснил "Известиям" перенос сроков сложностями с закупкой комплектующих — этот процесс начался тогда, когда США уже наложили на российские предприятия технологические санкции, и поэтому всё, что планировали, купить не удалось. После чего решили перепроектировать аппарат, это тоже требует времени, причем времени большего, чем планировали изначально.

"Арктика" — не единственная космическая система, которую конструкторы решили перепроектировать, когда выяснилось, что доступ к ранее использовавшейся импортной электронно-компонентной базе перекрыт. По той же причине в начале прошлого года было решено проектировать заново навигационный спутник нового поколения "Глонасс-К". Хотя  первые аппараты "Глонасс К", сделанные в основном на импортных комплектующих, к тому времени уже были изготовлены и испытывались на орбите.

— Перенос сроков готовности "Арктики" вряд ли скажется на чем-либо. Эта система во многом дублирует уже имеющийся функционал российской спутниковой группировки, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — В 2010 году "Роскосмос" на волне разговоров про освоение шельфа выдвинул идею построить такую систему, и во многом по политическим мотивам она получила поддержку. Хотя если вникнуть в суть вопроса, то выяснится, что арктические районы попадают в поле зрения всех наших спутников, осуществляющих наблюдения за земной поверхностью.

На потенциал системы "Арктика" рассчитывает не только Минприроды, но и Минтранс РФ. Летом этого года департамент программ развития Минтранса представил концепцию создания единой информационной среды для транспортного комплекса в арктической зоне. Для ее построения планируется задействовать низкоорбитальную спутниковую группировку "Гонец", систему ретрансляции на основе геостационарных аппаратах "Луч", спутники "Инмарсат" и космическую систему "Арктика".