Ксения Болецкая
11.10.2016

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направит обращение Национальному рекламному альянсу (НРА) о необходимости соблюдать прозрачность при ценообразовании на рекламном рынке, сообщил на конференции Роскомнадзора замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.

Новый мегапродавец будет контролировать 80–90% рынка телерекламы и 35–40% рынка всей рекламы, объяснил Кашеваров: НРА будет доминировать на рынке рекламы, и по закону о конкуренции на альянс будут распространяться определенные ограничения в работе, в том числе при формировании цен.

О создании единого продавца рекламы крупнейшие телехолдинги – "Первый канал", ВГТРК, "Газпром-медиа" и "Национальная медиа группа" (НМГ) – объявили весной 2016 г. Сейчас рекламу на телеканалах ВГТРК, НМГ и на "Первом" продает Vi – крупнейший в России рекламный селлер. У "Газпром-медиа" – собственный сейлз-хаус.

Телевидение – крупнейшее по доходам медиа в стране. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в первом полугодии 2016 г. рекламодатели потратили в эфире 71,3–71,8 млрд руб. – на 17% больше, чем годом ранее.

На прошлой неделе на первой официальной презентации НРА сообщил, что цены на телерекламу в 2017 г. вырастут на 15%. Это в несколько раз больше, чем в этом году, – на 3–5%. Опрошенные "Ведомостями" сотрудники рекламных агентств сочли объявленное мегапродавцом повышение цен неадекватным и экономически абсолютно необоснованным: по их словам, экономическая ситуация в России не дает никаких предпосылок к росту рекламных бюджетов и тем более к тому, чтобы повышать цены.

Пока ФАС лишь предупредит НРА о рисках, связанных с доминирующим положением, объяснил "Ведомостям" Кашеваров: "Доминирующее положение само по себе не может считаться нарушением, нарушение возникает при злоупотреблении таким положением". Если ФАС получит жалобу от рекламодателя, рекламного агентства или другого игрока рынка о резком повышении цен на телевизионную рекламу, тогда НРА придется экономически обосновать перед ФАС изменение расценок на размещение в эфире, предупредил Кашеваров.

"Национальный рекламный альянс – законопослушная компания. Никаких законов мы нарушать не собираемся и готовы к взаимодействию с ФАС", – заявил "Ведомостям" представитель селлера.

Антимонопольная служба уже вела несколько громких расследований деятельности монополистов, резко повысивших цены. В 2004 г. Министерство по антимонопольной политике (МАП, предшественник ФАС) признало злоупотребление доминирующим положением со стороны Единой торговой компании (ЕТК), трейдера каустической соды. Чиновники предписали производителям соды заключить прямые контракты с потребителями, а ЕТК ликвидировать. Компания оспорила решение МАП в суде, спустя год стороны подписали мировое соглашение: ЕТК продолжила работать на рынке, но обязалась согласовывать с чиновниками повышение цен более чем на 10%.

В 2006 г. также мировым соглашением закончился конфликт ФАС и "Евроцемент груп", которую служба обязала понизить цены, не повышать их пять лет, а также оштрафовала на 2 млрд руб.

В 2012–2013 гг. ФАС оштрафовала сети "Шоколадница" и "Кофе хауз" за завышение цен в их кафе в московских аэропортах.