Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
03.10.2016

Сотовые операторы все активнее проявляют интерес к сотрудничеству с продовольственной розницей. С сетью "Пятерочка" уже взаимодействует Tele2, о похожем партнерстве договорился и "ВымпелКом". Однако пока операторы только используют закассовые зоны магазинов, чтобы "ловить" там клиентов и подключать их к услугам сотовой связи. Успешность такой модели не очевидна. Удивительно, что никто из "большой четверки" не пытается взглянуть на такое сотрудничество под другим углом, как это делают телекоммуникационные компании за рубежом. Они организовывают виртуального оператора в формате СП с ритейлером, за пользование услугами которого посетители продовольственных сетей получают скидки на товары ежедневного потребления, либо, наоборот, за покупку тех или иных товаров или приобретение продуктов на определенную сумму им предоставляются бесплатные пакеты минут эфирного времени.

Экономическая модель сотового оператора сотрудничества с "Пятерочкой" пока не доказала успешности. Вызывает сомнения то, как много и насколько качественных абонентов удастся подключить операторам, которые ведут сотрудничество с этой продовольственной сетью, работающий на грани дискаунтера. К слову, Tele2 заключил соглашение о сотрудничестве с "Пятерочкой" перед выходом на рынок Московского региона осенью 2015 года. Как в прошлом году, так и в 2016-ом в этой торговой сети работает 400 фирменных модулей и стоек Tele2. С момента запуска их количество не выросло. Это может говорить о том, что инвестировать в продвижение услуг Tele2 в "Пятерочке" может быть не так выгодно, как об этом говорят. Если, конечно, оператор ежедневно не продает тысячи контрактов в "Пятерочке", и поэтому этих 400 точек ему вполне хватает для активного развития абонбазы в Моске.

"Билайн" договорился об открытии 1 тыс. торговых точек в магазинах сети "Пятерочка", причем более 500 из них будут в Москве, Подмосковье, Петербурге и Ленинградской области. При этом "Билайн" предупредил, что будет оценивать, насколько эти пункты продаж окажутся прибыльными, и в зависимости от этого даже готов "выдавить" Tele2 из "Пятерочки".

Операторам стоит взглянуть иначе на продовольственные сети и "ловить" клиентов не в закассовых зонах магазинов, а делать с продуктовым ритейлером совместные продукты. Возможно, в этом случае операторам удастся набрать больше дополнительных подключений. Например, так давно поступают зарубежные продуктовые ритейлеры. Европейская продовольственная сеть Carrefour в партнерстве с европейскими операторами запускала в Испании, Италии, Бельгии и других странах виртуальных операторов сотовой связи. Комплекты для подключения продаются в магазинах Carrefour, клиенты торговой сети могут получать бонусы и скидки на обычные продукты при оплате сотовой связи.

Такая бизнес-модель сильнее привязывает потребителя и к торговой точке, и к оператору. Это намного больше похоже на симбиоз ритейлера и сотового оператора, когда оба партнера извлекают пользу из проекта.  

Причем такие попытки предпринимались в прошлом десятилетии и в России. Ключевое слово - в прошлом. В декабре 2008 года на рынок вышел оператор "А-Мобайл" - совместный проект гипермаркета "Ашан" и МТС, сотовый продукт которых продавался только в сети "Ашан". По данным J'Son & Partners, в мае 2009 года, менее чем через год после запуска, на эту услугу подписалось около 70 тыс. абонентов. Однако в 2010 году проект перестал существовать - от тарифа "А-Мобайл" не осталось даже следа в архиве МТС. Можно вспомнить и том, как с 2008 по 2012 годы на основе сетей МТС работал оператор "Аллё", придуманный компанией X5 Retail Group для розничных сетей "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель".

Теперь ритейлеры идут на более осторожное сотрудничество с сотовыми операторами, предоставляя им только место в закассовых зонах. Видимо, создавать с продовольственными сетями виртуальных операторов сотовой связи оказалось невыгодно. Не секрет, что MVNO-операторы плохо приживаются в России и полноценного развития MVNO-сегмента в структуре российского телеком-рынка как не было, так и нет. Телекоммуникационные компании неохотно пускают виртуальных операторов на свои сети, но и созданные ими карманные квази-MVNO успеха не имели.

Может, потому Сбербанк и ведет более полутора лет переговоры с несколькими сотовыми компаниями о создании виртуального оператора. И пока результата нет. По информации газеты "Ведомости", подписание соглашения Сбербанка с одним из мобильных операторов предварительно намечено на ноябрь. Однако, судя по опыту сотрудничества телекоммуникационных компаний и продовольственных сетей, можно предположить, что подписание такого соглашения с банком затянется. Но, возможно, в операционных залах Сбербанка появятся стойки и мобильные модули какого-нибудь сотового оператора, которые будут предлагать посетителям банка SIM-карты и принимать заявки на перенос номера. Судя по всему, такая "лобовая" схема для операторов интереснее.