Рост не в нашу пользу
За первое полугодие 2016 г. объем российского рынка интернет-торговли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 26%, до 405 млрд руб. По прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), к концу 2016 г. объем этого рынка вырастет до 900 млрд руб. Тем не менее эксперты АКИТ, к своему сожалению, отмечают, что рост интернет-торговли в России во многом происходит из-за бурного роста сегмента трансграничной торговли.
Об итогах российского рынка интернет-торговли за первое полугодие вчера рассказал президент АКИТ Алексей Федоров, выступая на XVI ежегодном международном бизнес-саммите Retail Business Russia & EAEU 2016. По его словам, за первое полугодие 2016 г. объем российского рынка интернет-торговли составил 405 млрд руб., что на 26% выше, чем за аналогичный период прошлого года. По прогнозам АКИТ, к концу 2016 г. объем данного рынка вырастет на 18% и составит 900 млрд руб.
Тем не менее, как заметил Алексей Федоров, рост интернет-торговли в России в целом, к сожалению, во многом происходит из-за бурного роста трансграничной торговли (продажи товаров из зарубежных интернет-магазинов напрямую физическим лицам на территории России).
Так, по данным АКИТ, за первое полугодие 2016 г. объем трансграничной торговли в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом вырос на 37%, до 143,1 млрд руб. В АКИТ отмечают, что трансграничная торговля растет темпами, опережающими внутренний рынок. За первое полугодие 2016 г. доля зарубежных ритейлеров в объеме интернет-торговли увеличилась на 6 процентных пунктов и составила 35% (по результатам 2015 г. и 2014 г. доля трансграничной торговли в объеме интернет-торговли составляла 29%).
За первое полугодие 2016 г. количество международных отправлений с товарным вложением (покупки, доставляемые из зарубежных интернет-магазинов) составило 103 млн шт., что на 102% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Когда количество внутренних заказов увеличилось лишь на 5%. Основной денежный рост произошел за счет увеличения среднего чека.
По данным АКИТ, более половины всех затрат россиян (51,1%) приходятся на товары из Китая. Следом идут страны Евросоюза (23,6%), США (12,4%). На остальные страны приходится 12,8%.
В количественном выражении Китай составляет более 90% всех заказов. "Популярность китайских товаров с каждым годом все больше возрастает. Это связано с их дешевизной и большим ассортиментом, часть которого не может быть завезена в Россию классическим каналом розницы, так как продукция не проходит сертификацию, - сообщают в АКИТ. - Большое количество дешевых покупок в Китае приводит к тому, что средний чек 64,1% покупок не превышает 22 евро. А в порог 150 евро попадает более 95,8% заказов".
Алексей Федоров сказал, что больше всего в зарубежных магазинах покупают жители Москвы. Они формируют 45,6% всех затрат россиян на трансграничные покупки. На Петербург приходится 11,6%, на остальные города России - 42,8%.
Россияне чаще всего покупают в зарубежных интернет-магазинах одежду и обувь. На эти категории суммарно приходится 35,6% всех затрат. Следом идет сегмент бытовой техники и электроники (32% затрат). На категорию "парфюмерия и косметика" приходится 7,5% затрат россиян в зарубежных магазинах. На сегмент "автозапчасти и автоаксессуары" приходится 7,1%, на товары для дома - 3%, спорттовары - 2,6%.
По словам исполнительного директора АКИТ Артема Соколова, с каждым годом российские интернет-ритейлеры теряют все большую долю на рынке e-commerce, уступая ее зарубежным компаниям.
На его взгляд, сегодня бизнес стоит перед выбором: остаться в России, продолжать платить налоги, но работать на низкой марже, либо вывести всю инфраструктуру за рубеж, оперировать напрямую оттуда и, не платя никаких налогов, повысить свою чистую прибыль на треть.
"Сохранение e-commerce в России - это стимулирование налоговых поступлений, создание рабочих мест, инвестиции в торговую инфраструктуру. Вывод деловой активности за рубеж - это то, чего стремится избежать любое государство мира, поскольку в данном случае экономика не получает совершенно ничего", - заметил Артем Соколов.
Артем Соколов уверен, что пробелы в регулировании, не поспевающем за стремительными темпами развития e-commerce, привели к тому, что сегодня приоритет отдан иностранным игрокам, активно использующим преимущества безналоговой торговли и переводящим торговый оборот в неторговый. "И если мы в ближайшей перспективе не хотим перевести весь e-commerce на офшорную модель торговли, необходимо создавать равные условия ведения бизнеса, при которых локальные интернет-магазины смогут конкурировать на равных с зарубежными игроками", - резюмировал Артем Соколов.
Алексей Федоров также отметил, что ФГУП "Почта Росси" стало слишком хорошо работать. "Скорость доставки иностранных посылок в Россию сильно увеличилась, а стоимость снизилась на десятки процентов. Фактически "Почта России" стала очень хорошим альтернативным каналом доставки в нашу страну крупных коммерческих партий товаров. Этот канал не требует ни уплаты наложенных платежей, ни налога на добавленную стоимость. Таким образом, у российского ритейла не остается выбора", - заметил Алексей Федоров.
По итогам первого полугодия 2016 г. "Почта России" обработала (совокупно: импорт, экспорт, транзит) 98,7 млн международных отправлений с товарными вложениями - это более чем в два раза превышает показатель первого полугодия 2015 г., когда было обработано 48,1 млн международных отправлений.
Заместитель генерального директора "Почты России" по посылочному бизнесу и экспресс-доставке Сергей Малышев рассказал, что в последние годы почтовая служба уверенно наращивает свою долю на рынке отправлений с товарным вложением. "Для нас это хорошая тенденция, особенно учитывая то, что рост объема отправлений не только не увеличивает сроки доставки, но, напротив, способствует их сокращению. Все больше покупателей и интернет-магазинов выбирают "Почту России" как надежный и быстрый канал доставки товара, голосуя за нас рублем", - отметил Сергей Малышев.
По данным АКИТ, в первом полугодии 2016 г. доля "Почты России" на рынке доставки товаров e-commerce (включая отправления из иностранных интернет-магазинов и доставку на внутреннем рынке) выросла на 12 процентных пункта, до 63%. Этот показатель значительно выше прошлогоднего – в 2015 г. доставкой "Почты России" воспользовались 51% интернет-покупателей.
Алексей Федоров предположил, что в скором времени контейнерные поставки ощутят на себе давление очень сильного конкурента - "Почты России". По его мнению, весь фэшн-ритейл (не только Интернет, но и офлайн) будет использовать единственный канал доставки - почтовых логистических операторов.
"И все это благодаря огромной дыре в таможенном законодательстве, которая называется офшорная интернет-торговля", - заключил Алексей Федоров.