© ComNews
13.09.2016

Борису Вайнзихеру и Евгению Ольховику, фигурантам уголовного дела о взятках бывшему руководству Республики Коми, предъявлено обвинение по статье, предусматривающей длительный срок тюремного заключения. При этом, по мнению юристов, наказание за обвинение по статье, которое может быть предъявлено еще одному фигуранту этого дела - бывшему главе ПАО "ВымпелКом" Михаилу Слободину, может быть менее суровым.

Вчера, 12 сентября, председателю совета директоров ПАО "Т Плюс" (входит в группу компаний "Ренова") Евгению Ольховику и генеральному директору ПАО "Т Плюс" Борису Вайнзихеру было предъявлено обвинение по уголовному делу о даче взяток бывшим высшим должностным лицам Республики Коми (в настоящее время являющимся фигурантами уголовного дела о преступном сообществе Гайзера).

"Обоим фигурантам уголовного дела - и Вайнзихеру, и Ольховику - предъявлено обвинение по ч.5 ст.291 УК РФ", - сообщило в понедельник ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

Расследование уголовного дела о даче бывшими и действующими руководителями компании "Т Плюс" (до 2015 г. - ЗАО "Комплексные энергетические системы", КЭС) многомиллионных взяток бывшему руководству Республики Коми ведет Следственный комитет РФ. По данным следствия, в течение 2007-2014 гг. фигуранты, а также иные неустановленные лица, действуя в интересах ЗАО "КЭС" и аффилированных с ним организаций, передавали высшим должностным лицам Республики Коми в качестве взятки денежные средства и иное имущество за установление максимально выгодных тарифов на тепло- и электроэнергию, а также предоставление иных льгот и создание комфортных условий осуществления коммерческой деятельности на территории Республики Коми.

Что касается статьи, по которой Евгению Ольховику и Борису Вайнзихеру предъявлено обвинение, то в нынешней редакции УК РФ (редакция 2016 г.) ч.5 ст.291 ("дача взятки в особо крупном размере") предусматривает в числе прочего возможность лишения свободы на срок от 8 до 15 лет. Ранее (начиная с редакции 2011 г. и до редакции 2015 г.) срок лишенияя свободы согласно ч.5 ст.291 составлял от 7 до 12 лет.

Еще одним фигурантом этого дела является бывший генеральный директор "ВымпелКома" Михаил Слободин, который руководил "КЭС Холдингом" в период с 2003 г. по 2010 г.

Что касается того, какое обвинение может быть предъявлено Михаилу Слободину, независимый эксперт адвокат Александр Титов в беседе с корреспондентом ComNews обратил внимание на сроки предполагаемых преступлений.

"Михаил Слободин подозревается в даче взятки в связи с его работой в "КЭС-Холдинге". Он покинул компанию в 2010 г., когда действовала ст.291 УК РФ в редакции 2003 г. Уголовный закон, в силу ст.10 УК, не имеет обратной силы, то есть нельзя применять закон, усиливающий наказание за преступление, совершенное до введения более строгой нормы уголовного закона", - говорит Александр Титов.

Отметим, что ч.3, 4 и 5 ст.291 УК РФ были введены только начиная с редакции 2011 г. До того, в редакции 2003 г., ст.291 УК РФ предусматривала всего две части.  

"Ч.1 ст.291 УК в редакции 2003 г. предусматривала наказание за дачу взятки в виде лишения свободы на срок до трех лет. Часть 2 этой статьи предусматривала ответственность за взятку за заведомо незаконные действия должностного лица в виде лишения свободы на срок до восьми лет. Квалификация преступления будет зависеть от фактических обстоятельств дела, а именно - связана ли передача денег с незаконными действиями (бездействиями) со стороны получателя взятки", - отмечает Александр Титов.

"Если действия Михаила Слободина будут квалифицированы по ч.1 ст.291 УК РФ, уголовное дело в отношении него подлежит прекращению в связи с истечением срока давности. При квалификации по ч.2 ст.291 УК РФ Михаила Слободина могут объявить в международный розыск, так как преступление относится к категории тяжких", - резюмирует Александр Титов.

Он также напомнил, что обвинение во взятке связано с установлением максимально высоких тарифов на электричество. "Несмотря на то что ставки тарифов были "промотивированы" подобным способом, совершенно не факт, что при их расчете было нарушено законодательство, регламентирующее порядок определения тарифов", - указывает Александр Титов.

Напомним, что Следственный комитет РФ назвал имена фигурантов дела в начале прошлой недели, 5 сентября. В тот же день Михаил Слободин подал в отставку, а Vimpelсom Ltd. принял ее (см. новость ComNews от 6 сентября 2016 г.).

На данный момент Евгений Ольховик и Борис Вайнзихер находятся под арестом, а Михаил Слободин объявлен в федеральный розыск (см. новость ComNews от 8 сентября 2016 г.).

При этом еще в начале прошлой недели Михаил Слободин сообщил газете "Ведомости", что находится в командировке во Франции и планирует вернуться в Россию в конце недели. Тем временем ТАСС сообщало, что Михаил Слободин находится в Лондоне. Информации о том, что Михаил Слободин вернулся в Россию, ни в конце прошлой недели, ни в понедельник не появилось.

Однако в субботу, 10 сентября, "Интерфакс" со ссылкой на собственные источники сообщил, что задержанный по подозрению в коррупционных преступлениях замначальника ГУЭБ МВД Дмитрий Захарченко способствовал уходу Михаила Слободина от следствия. "Установлено, что Захарченко сообщил Слободину о том, что в отношении него проводится оперативная разработка по делу о коррупции в Республике Коми. После этого Слободин спешно покинул территорию РФ", - сказал собеседник "Интерфакса".

"Тот факт, что Михаил Слободин не вернулся в Россию из зарубежной командировки, хотя ранее обещал это сделать, и его нахождение в розыске не являются отягчающими обстоятельствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством", - сообщил корреспонденту ComNews адвокат Коллегии адвокатов Москвы "Курганов и партнеры" Александр Дядищев.

Относительно же перспективы возможной выдачи Михаила Слободина в рамках процедуры экстрадиции, юристы сходятся во мнении, что с этим процессом могут возникнуть проблемы.

"В настоящее время сложности с возращением граждан РФ возникают при запросах об экстрадиции, направленных в Великобританию. Франция также ответит отказом на запрос об экстрадиции, если посчитает, что экстрадиция носит политический характер", - говорит Александр Дядищев.

"Учитывая, что само уголовное дело связано с политически значимыми фигурами, а также довольно спорным вопросом о сроке давности уголовного преследования, Франция может отказать в выдаче Михаила Слободина. Не исключаю, что негласно на решение Франции могут повлиять и напряженные отношения стран Европы с Россией", - отмечает Александр Титов.