Мария Коломыченко
09.09.2016

Для обеспечения государственного суверенитета РФ уже в 2020 году сети российских операторов связи и центры обработки данных должны на 85% состоять из оборудования отечественного происхождения.

Как стало известно "Ъ", такие предложения содержатся в "дорожной карте", подготовленной рабочей группой при администрации президента РФ. Для этого планируется повысить ввозные пошлины на оборудование, а также законодательно запретить даже частным операторам использовать зарубежную технику для выполнения ряда функций. Инвестиции в модернизацию сетей, как и в случае с законом Яровой, могут привести к повышению цен на услуги связи и падению их качества, предупреждают эксперты и сами операторы.

В распоряжении "Ъ" оказался проект "дорожной карты" по импортозамещению телекоммуникационного оборудования в России на 2016-2020 годы, разработанный подгруппой "ИТ+Суверенитет" при администрации президента (АП), которая создана в рамках рабочей группы помощника президента Игоря Щеголева. Авторы документа намерены обеспечить "государственный суверенитет в стратегически важной телекоммуникационной отрасли за счет создания благоприятных политических, экономических и технологических условий".

"Текущее состояние телекоммуникационной отрасли в стране характеризуется ее зависимостью от зарубежных производителей телекоммуникационного оборудования, производителей электронной компонентной базы и доминированием зарубежного оборудования практически во всех сферах, что создало угрозы обеспечению государственной безопасности",— подчеркивают авторы документа. При этом российских производителей с рынка "выдавливают" с помощью демпинга азиатские конкуренты, говорится в "дорожной карте". Двое собеседников "Ъ", знакомых с ходом подготовки документа, утверждают, что основное участие в этом принимали российские производители оборудования, а также представители АП, в том числе референт управления президента по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Олег Терляков. Игорь Щеголев, Олег Терляков и глава подгруппы "ИТ+Суверенитет" Илья Массух не ответили на запросы "Ъ".

В целях "дорожной карты" указано появление к 2020 году 12 тыс. единиц техники со статусом "телекоммуникационное оборудование российского происхождения" (ТОРП), который сейчас присваивает экспертный совет Минпромторга. Сети российских операторов связи и центры обработки данных в стране к этому времени должны будут на 85% состоять из ТОРП, а объем его экспорта планируется увеличить с текущих $6 млрд до $11 млрд.

Для достижения этих целей уже в 2017 году планируется на 50% снизить НДС, налог на прибыль и социальные платежи для российских производителей телекоммуникационного оборудования, а также пошлины на импортные комплектующие, которые необходимы для его производства. В то же время пошлины на ввоз готового импортного телекоммуникационного оборудования планируется увеличить на 50% (сейчас 0% для готового оборудования и до 12% — для комплектующих).

Как сообщал "Ъ" 19 августа, повысить до 60% пошлины на ввоз всей импортной электроники, в том числе телекоммуникационного оборудования, уже предлагал президенту Владимиру Путину губернатор Псковской области Андрей Турчак, мотивировавший эту идею планами по строительству в своем регионе завода холдингом GS Group. Однако представитель Минэкономики подчеркивал, что повышение пошлин на электронику невозможно из-за обязательств России перед ВТО. В документах подгруппы "ИТ+Суверенитет" про повышение пошлин на бытовую электронику ничего не сказано.

Зато для достижения надежности и безопасности телекоммуникационной инфраструктуры авторы документа предлагают установить для всех операторов связи с 2017 года запрет на применение иностранного оборудования и софта в некоторых сферах деятельности — например, "при накоплении статистических данных, проверке, анализе и фильтрации сетевых пакетов по их содержимому (DPI)" или оказании услуг госструктурам. Одновременно предлагается внести в лицензионные требования для операторов связи изменения, связанные с необходимостью использования российского телекоммуникационного оборудования. Лицензии в области связи в России выдает Роскомнадзор, представитель ведомства Вадим Ампелонский от комментариев отказался.

Кроме того, авторы напоминают о необходимости ввести законодательный запрет на закупку иностранного телекомоборудования при наличии отечественных аналогов госорганами и компаниями с госучастием (как сейчас происходит с иностранным софтом). Для стимулирования использования российского телекомоборудования коммерческими предприятиями и развития его экспорта предлагается предоставлять заказчикам льготные кредитные линии.

Российский рынок телекоммуникационного оборудования в 2014 году составил $3,5 млрд, что на 15% меньше показателей предыдущего года, сообщали ранее в НИУ ВШЭ. Капитальные затраты, из которых финансируется в том числе приобретение телекоммуникационного оборудования, составили по итогам прошлого года только у "большой тройки" 206,5 млрд руб. Так у МТС в России CAPEX составил 79,6 млрд руб., у "МегаФона" — 70,2 млрд руб., у "Вымпелкома" — 56,7 млрд руб.

Поднимать потребление российского оборудования уже планируется с помощью подписанного в июле закона Яровой, согласно которому операторам связи придется установить на сетях комплексы съема и хранения всего трафика. Сейчас отечественная продукция, которая закупается операторами связи, в основном представляет собой волоконно-оптические кабели, стойки электропитания и климатические шкафы. По данным МТС, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников, в России не производятся аппаратно-программные комплексы DPI. "Если в России будет налажено производство такого оборудования и будет введен запрет на использование аналогичного иностранного, то нам понадобится переходный период",— замечает господин Солодовников. Однако авторы "дорожной карты" утверждают, что в настоящее время в России серийно производится "широкая линейка телекоммуникационного и сетевого оборудования, которая может заменить 70-75% применяемого импортного оборудования". В пресс-службе "МегаФона" отмечают, что считают целесообразным применение стимулирующих мер в области импортозамещения — например, предоставление субсидий для компенсации затрат на закупку отечественного оборудования и утилизацию устаревшего зарубежного или уменьшение размера платежей в резерв универсального обслуживания на сумму приобретенной российской техники. В "Ростелекоме" и "Вымпелкоме" от комментариев отказались.

Ведущий эксперт института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Дмитрий Кожевников, ознакомившийся с документом, отмечает, что анализ текущего состояния отрасли в "дорожной карте" представляется тенденциозным, поскольку концентрируется на внешнеэкономических факторах, а показатели и их динамика выглядят натянутыми. "Большая часть запретительных и заградительных мероприятий, предложенных "картой", приведет к эффекту переноса дополнительных затрат, обусловленных более высокой равновесной рыночной стоимостью оборудования и повышением совокупной стоимости владения, на конечных потребителей телекоммуникационных услуг или в условиях жесткой конкуренции на телекоммуникационном рынке к сдерживанию развития сетей связи и падению качества услуг",— предупреждает господин Кожевников. Заплатят в итоге абоненты, соглашается менеджер крупного оператора связи. "В последнее время кто только не хочет заработать через лоббирование своих бизнес-интересов в ущерб абонентам!" — возмущается он. В Минкомсвязи и Минпромторге не ответили на запросы "Ъ".