Не брендом единым
За первое полугодие 2016 г. рынок продаж смартфонов в России вырос на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении его объем составил 137 млрд руб. В количественном выражении год к году рынок увеличился на 8%, до 11,2 млн устройств. Такие данные приводит "Евросеть". По данным "Связного" рост рынка составил 37%, до 138 млрд руб. При этом за шесть месяцев было реализовано 11,4 млн устройств, что на 10% больше, чем в аналогичный период прошлого года.
"Общий рынок смартфонов за шесть месяцев 2016 г. по отношению к аналогичному периоду 2015 г. в выручке вырос на 35% и составил 137 млрд руб. В штуках за этот же период он показал рост на 8% и составил 11,2 млн. Средняя цена устройства составляет 12 тыс. руб., что на 26% больше, чем в первом полугодии 2015 г.", - сообщил ComNews исполнительный вице-президент компании "Евросеть" Виктор Луканин.
Он прогнозирует, что по итогам III квартала 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., рынок вырастет на 18% в выручке и на 1% - в количестве, средняя же цена устройства увеличится на 17% и составит 11 тыс. руб.
По его словам, за первое полугодие 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. в выручке лидирующую долю рынка занимает Apple (33%), что на 8% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Доля Samsung в выручке составила 26%, сократившись на 1% в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. Доля Lenovo осталась без изменений: так же как и за первое полугодие 2015 г., вендор занимает 7% общего рынка. На Sony и LG приходится по 4% общего рынка.
"За первое полугодие 2016 г. в штуках по вендорам лидирует Samsung - на него приходится 21% рынка, что на 1% меньше, чем в аналогичный период 2015 г. Доля Apple составила 11%, показав рост на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля Lenovo осталась прежней и составила 9%. Замыкают топ-5 вендоров Alcatel и Fly с 8% и 7% соответственно", - сообщил Виктор Луканин.
В свою очередь представитель "Связного" Сергей Тихонов рассказал ComNews, что по итогам первого полугодия 2016 г. рынок продаж смартфонов в России вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 10% в штуках и на 37% - в денежном выражении, составив 11,4 млн реализованных устройств на общую сумму около 138 млрд руб. "Рост рынка в рублях обусловлен повышением стоимости устройств по сравнению с прошлым годом. Средняя цена купленного в России смартфона составила около 12,1 тыс. руб., увеличившись за год более чем на 20%", - рассказал Сергей Тихонов.
По его словам, штучные продажи смартфонов выросли под влиянием нескольких факторов. Роль сыграла относительная стабилизация экономической ситуации и курсов валют, рост доступности кредитных программ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также запущенные крупнейшими ритейлерами акции по снижению цен на смартфоны. "В частности, "Связной" снизил цены на 1,3 тыс. позиций товарного ассортимента, значительную часть которого составили как раз смартфоны", - отметил представитель компании.
Сергей Тихонов сообщил, что в нынешних условиях и при отсутствии каких-либо потрясений, связанных, например, с курсами валют, в "Связном" ожидают, что по итогам 2016 г. рынок смартфонов в штуках покажет рост более чем на 10%. В рублях же компания ожидает двузначный рост.
"Безусловным лидером рынка в рублях по итогам первого полугодия являются iPhone - они приносят российским ритейлерам порядка трети выручки от реализации смартфонов. На втором месте Samsung - 25%, на третьем - Lenovo - около 7%.Также в пятерку входят Sony и LG", - отметил Сергей Тихонов.
По его словам, в штуках смартфоны от Apple также входят в пятерку самых популярных смартфонов в России. Он считает, что на популярность iPhone влияет широкий модельный ряд устройств, а также доступность кредитных программ, распространенных в сетях крупнейших ритейлеров. Также, по его словам, в пятерку лидеров по доле рынка в штуках входят Lenovo, Fly, Alcatel и Samsung. Представитель "Связного" отметил, что существенно нарастили продажи и долю по сравнению с прошлым годом Asus и ZTE.
"В целом мы отмечаем растущую роль китайских брендов смартфонов на российском рынке. По итогам первого полугодия примерно каждый третий продаваемый в России смартфон является устройством китайского бренда. За год доля таких устройств на нашем рынке выросла на 40%", - рассказал Сергей Тихонов.
Он отметил, что успеху китайских компаний способствует множество факторов. По его словам, в текущих экономических условиях покупатели выбирают гаджет не за бренд, а за соотношение цены и функционала устройства. Китайские производители предлагают покупателям функциональные устройства, которые в своих ценовых сегментах не уступают, а порой и превосходят гаджеты более именитых производителей. При этом смартфоны китайских брендов часто доступнее.
"Также можно отметить широкий модельный ряд смартфонов в различных ценовых сегментах. Если раньше китайские вендоры присутствовали в основном в бюджетных ценовых сегментах, то теперь присутствуют также в средних и высоких категориях. Мы прогнозируем, что китайские вендоры будут укреплять свое присутствие в России", - заключил Сергей Тихонов.
Как рассказала ComNews пресс-секретарь Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") Ольга Галушина, оператор ожидает рост российского рынка смартфонов в штучном выражении.
"Если не учитывать в рейтинге брендированные смартфоны, то в топ-5 брендов в рознице Tele2 входят Samsung, Micromax, Fly, BQ, Alcatel. Безусловным лидером продаж в нашей розничной сети является фирменный смартфон Tele2 Mini. За полгода Tele2 продал более полумиллиона устройств. В августе мы начали продажи второго смартфона Tele2 Midi и уверены в том, что он также будет пользоваться высоким спросом среди пользователей", - рассказал Ольга Галушина.
В Tele2 прогнозируют, что А-бренды останутся на своих позициях. В- и С-бренды могут меняться местами в рейтинге в зависимости от гибкости производителей в ценообразовании.
"Штучные продажи смартфонов вендоров в первом полугодии 2016 г. к аналогичному периоду 2015 г. в салонах МФР (ОАО "МегаФон Ритейл" - Прим. ComNews) выросли на 6%, выручка - на 31%. При этом повысились продажи смартфонов 4G. В салоне "МегаФон Ритейл" продажи 4G-смартфонов выросли в первом полугодии 2016 г. в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - сообщила ComNews руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина.
По ее словам, средняя стоимость проданного смартфона в салонах "МегаФона" в 2016 г. повысилась по сравнению с 2015 г. на 30%. Она отметила, что в 2016 г. наблюдается рост продаж смартфонов в кредит. В салонах "МегаФон Ритейл" такие продажи выросли более чем в два раза.
"Традиционно второе полугодие - это время вывода на рынок новинок. Поэтому стоит ожидать роста продаж в среднем и топовом сегментах. Это же относится и к новогодним продажам, которые стартуют в середине ноября. Китайские производители наращивают долю рынка, чему способствует как хорошее сочетание цены и качества, так и их повысившаяся маркетинговая активность, а также обеспечение качественного постпродажного сервиса", - сообщила Юлия Дорохина. По ее словам, доля смартфонов китайских брендов в продажах всех смартфонов в салонах "МегаФон Ритейл" (2100 салонов по всей стране) в штуках в первом полугодии 2016 г. составляла 46%, годом же ранее она составляла 37%.
Как сообщала ранее пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева, за шесть месяцев 2016 г. продажи смартфонов в сети компании выросли в 1,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом продажи смартфонов с поддержкой LTE увеличились в 3,8 раза (см. новость ComNews от 7 июля 2016 г.).
В свою очередь продажи смартфонов в рознице МТС в первом полугодии 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 20,4%. Выручка от продаж смартфонов в салонах МТС в январе-июне увеличилась на 63% за год.