Михаил Демин, генеральный директор компании "НТВ-Плюс"
31.08.2016

В 2016 году первый российский оператор непосредственного спутникового вещания ОАО "НТВ‑Плюс" отмечает 20‑летие. Генеральный директор компании Михаил Демин рассказал редактору "Стандарта" Ксении Прудниковой о стратегии развития оператора и о важности тесного сотрудничества с партнерами в регионах.

- Каково количество абонентов "НТВ-Плюс"?

- К середине 2015 года мы перешагнули рубеж в 1 млн абонентов и продолжаем активно расти. Это число действующих контрактов, включая как частных, так и юридических лиц. При этом, по нашей оценке, количество зрителей превышает 3 млн. Ведь контракт может быть заключен, например, с гостиницей, где телевизорами оборудовано 150 номеров, а мы считаем это подключение за одного абонента. У нас самая качественная абонентская база с высоким ARPU. Пока никаких тенденций к его снижению, несмотря на прогнозы участников рынка, мы не видим. Скорее, наоборот, наблюдаем небольшой рост данного показателя.

- Какой процент абонентской базы составляют зрители HDTV? Видите ли вы коммерческие перспективы в развитии формата вещания Ultra HD?

- Мы не считаем отдельно абонентов вещания высокой четкости. Но могу сказать, что в течение последних трех, даже четырех лет мы продавали только приемники Full HD. Соответственно, абоненты, которые подключались в этот период, могут смотреть HDTV. Также HD-каналы включены в базовый пакет. Таким образом, техническая возможность зависит только от того, приобрел ли абонент HD-телевизор. По данным компании, около половины наших подписчиков заменили телевизионные приемники в последние три года, и скорее всего, это устройства с поддержкой Full HD.

Что касается Ultra HD, то к этому вопросу мы подходим взвешенно, при том что "НТВ-Плюс" является первопроходцем в организации вещания сверхвысокой четкости. В 2014 году компания показала церемонию открытия зимних Олимпийских игр в формате 4К. Но гарантии того, что в ближайшие несколько лет отечественный парк HD-телевизоров обновится устройствами c поддержкой 4K, нет.

Объемы производства контента Ultra HD минимальны, так же как и количество телевизоров у абонентов. Многое зависит от правообладателей, появление контента подтолкнет обновление телевизионного парка. А мы, со своей стороны, готовы доставлять сигнал. Мы рассчитываем на распространение среди наших абонентов ресиверов с поддержкой 4K.

При этом не стоит забывать, что технологии не стоят на месте. Ожидается, что церемонию открытия Олимпийских игр в Токио летом 2020 года можно будет увидеть в 8K. Масштабные спортивные соревнования – ​прекрасная возможность для продвижения инновационных технологий. Аудитория церемонии открытия Олимпиады превышает 1 млрд человек! И я не исключаю, что чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России станет драйвером для развития вещания сверхвысокой четкости в нашей стране.

- По данным АКТР на начало 2016 года, из 40 млн подписчиков платного ТВ в России на спутниковое вещание приходится 40 %, еще 47 % – ​на кабельное ТВ и 13 % – ​абоненты IPTV. В чем залог популярности в нашей стране непосредственного спутникового вещания?

- Несмотря на относительно высокую стоимость приемного оборудования, необходимого для того, чтобы стать абонентом СНТВ, стоимость самой услуги весьма привлекательна. За несколько сот рублей в месяц подписчики получают 150‑160 каналов, значительное количество которых в HD.

Развитию кабельного и IPTV способствует то, что инфраструктура связи и ТВ начинает закладываться в жилые дома на стадии строительства. Но в России по-прежнему чрезвычайно развит частный сектор, а это традиционный сегмент для операторов спутникового ТВ.

Если продолжить сравнение с активно развивающимся IPTV, то и тут у нас есть преимущества. Аудитория "НТВ-Плюс" привыкла получать большое количество качественных спортивных трансляций. А IPTV из-за качества сетей пока не может конкурировать со спутниковым по такому показателю, как непрерывность сигнала. Но прямой эфир – ​это тот случай, когда буферизация может привести к эмоциональному взрыву зрительской аудитории.

- "НТВ-Плюс" осуществляет вещание через спутники Eutelsat 36B, "Экспресс‑АМУ1", "Экспресс-АТ1". Почему компания не стала арендовать емкость на спутнике "Экспресс‑АТ2"? Рассматриваете ли вы возможность выхода на рынок Дальнего Востока?

- Действительно, техническая возможность и спутниковая емкость есть, более того, мы видим потенциальную аудиторию и не отказываемся от выхода на Дальний Восток. Мы будем готовы инвестировать в данное направление, как только это будет экономически целесообразно.

Сейчас "НТВ-Плюс" видит возможности для наращивания абонентской базы в европейской части России, где говорить о 100 %-ном проникновении услуг СНТВ, мягко говоря, преждевременно. Также есть устойчивый спрос в Сибири, где насыщенность рынка невелика при высоком ежемесячном ARPU. Для нас это основные точки роста.

При этом мы подходим к продвижению стратегически, независимо от региона используя хорошо зарекомендовавшую себя дилерскую схему, основой которой являются региональные склады и центры. Мы обеспечиваем покрытие всего региона, предоставляя партнерам возможность расставить акценты и сфокусироваться на тех населенных пунктах, где это особенно нужно.

- Два года назад компания объявила о создании новой системы дистрибуции. Завершен ли этот процесс? Как выглядит сеть дистрибуции в 2016 году?

- В целом процесс завершен и задача, которая стояла перед компанией (обеспечить прозрачность, с одной стороны, закупок, с другой – ​системы реализации), успешно решена. И к середине текущего года у нас более 80 региональных складов, 69 региональных и территориальных центров, шесть собственных филиалов. В апреле мы открыли еще два центра продаж и обслуживания абонентов, в Нижнем Новгороде и в Москве, что является следующим шагом в реализации стратегии регионального развития. В центрах можно приобрести оборудование, необходимое для подключения спутникового ТВ, оплатить услуги или получить консультацию. Важность открытия подобных центров возрастает также в связи с переходом "НТВ-Плюс" с этого года на вещание в формате MPEG‑4 и отказом от MPEG‑2. С начала 2016 года мы реализуем программу по обмену абонентского оборудования, и значение региональных центров, филиалов, центров продаж и обслуживания абонентов для успешного выполнения подобной программы в масштабах страны сложно переоценить.

- Когда вещание в формате MPEG-2 будет полностью прекращено? Каковы условия программы по обмену абонентского оборудования?

- В конце июня мы прекращаем вещание большинства каналов в MPEG-2. Что касается программы обмена, то мы предлагаем два варианта получения нового оборудования – ​ресиверов или модулей условного доступа CI+ CAM. Можно купить его в рассрочку без процентов с выплатой в течение 24 месяцев равными долями либо совершить единовременную оплату по сниженной цене и получить на специальный счет бонусные баллы, которые затем использовать для оплаты услуг "НТВ-Плюс". Мы постарались сделать так, чтобы абоненты могли совершить обмен комфортно, без серьезных издержек.

Никаких проблем в связи с переходом не возникло, и мы укладываемся в запланированные сроки. Во многом это связано с тем, что наши абоненты привыкли к определенному набору каналов и уровню сервиса и партнеры компании помогли сделать этот переход максимально комфортным. В апреле мы провели в Петербурге VIII партнерскую конференцию "НТВ-Плюс", на которой помимо прочего обсуждались перспективы развития партнерской сети и программы замены оборудования.

- С какой целью и как часто "НТВ-Плюс" организует подобные конференции? Кто принимает в них участие?

- Подобные мероприятия для дилеров и установщиков мы проводим дважды в год, на сей раз количество участников превысило 150. Эта закрытая встреча, где помимо независимых партнеров присутствуют также руководители наших региональных офисов, центров, складов со всей страны, дает нам возможность получить от участников необходимое для развития ощущение рынка. Ведь мы устанавливаем тарифы, формируем предложения и бизнес-модели, но только люди на местах точно знают, как и насколько эффективно это работает, видят, как абоненты принимают решения.

Мы, в свою очередь, стремимся сделать конференцию полезной и интересной для представителей регионов, организуем встречи с руководителями телеканалов и вещательных компаний. Такое общение помогает дилерам и установщикам лучше понять, как сконструирован пакет каналов того или иного вещателя, на какую аудиторию он рассчитан, под воздействием каких факторов меняется. В конечном счете эти встречи позволяют нам доступно рассказать о нашем предложении и получить обратную связь, необходимую для его корректировки. Предыдущая конференция состоялась осенью прошлого года, и по ее итогам мы зафиксировали более сотни замечаний и предложений, которые постарались учесть. Это эффективная практика, и мы намерены применять ее в дальнейшем.