Роман Рожков
23.08.2016

К 2018 году доля рынка российских онлайн-ритейлеров должна вырасти с 71% до 80%, а поступления в бюджет от трансграничной торговли — увеличиться с 80 млн до 60 млрд руб.

Достичь таких показателей в электронной коммерции государство намерено за счет целого ряда мер, таких как требование обязать иностранные интернет-магазины уплачивать НДС, легализация онлайн-торговли лекарствами и алкоголем, а также регулирование деятельности товарных агрегаторов.

На совещании в Совете федерации на прошлой неделе с участием представителей Минкомсвязи, Минэкономики, Минпромторга, Федеральной налоговой службы (ФНС), Федеральной таможенной службы и других ведомств был представлен проект "дорожной карты" по развитию интернет-торговли, рассказал "Ъ" источник, знакомый с итогами совещания. Документ (копия есть в распоряжении "Ъ") предусматривает план мероприятий по шести главным направлениям. В частности, к 2018 году доля рынка российских онлайн-ритейлеров должна вырасти с 71% до 80%, поступления в бюджет от трансграничной торговли — увеличиться с 80 млн до 60 млрд руб., а доля контрафакта, реализуемого через интернет,— снизиться с 30% до 10%.

По оценкам Data Insight, объем рынка интернет-ритейла в России в 2015 году составил 650 млрд руб. (рост на 16% в рублях и падение на 28% в долларах), его трансграничного сегмента — 160 млрд руб. (рост на 88% в рублях и на 28% в долларах).

Ключевым направлением "дорожной карты" является выравнивание условий ведения деятельности между российскими и иностранными компаниями. Оно предусматривает постановку зарубежных интернет-магазинов на налоговый учет, для чего к 1 ноября Минфин и ФНС должны будут подготовить соответствующие поправки к Налоговому кодексу, а от ЦБ ждут приказа о разработке системы учета движения денежных средств по трансграничным операциям.

Также к 1 октября ФНС предписывают создать удаленный кабинет налогоплательщика.

"Дорожная карта" затрагивает и проблему противоречий, возникающих из-за того, что разные нормативно-правовые акты создают риски двойного толкования. В качестве примеров авторы приводят требования техрегламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и СанПиН, а также закон 1998 года "О драгметаллах", который не устанавливает запрета на свободную реализацию ювелирных изделий, и указ президента РФ N179 1992 года, в свою очередь воспрещающий их продажу. Из-за этого продажа этих категорий не получила пока должного развития: в 2015 году доля дистанционных продаж продуктов составила лишь 0,11% (15,2 млрд руб.) в общем объеме розничной торговли продтоварами (13,42 трлн руб.), а доля онлайн-торговли ювелирными изделиями — 2,8% (6 млрд руб.) от их общего объема продаж (220 млрд руб.).

Вопросу легализации дистанционной продажи лекарств и алкоголя посвящен другой раздел "дорожной карты". По сути, торговля товарами первой категории запрещена, но по косвенным признакам ее объем может составлять 5-8% розничного рынка (45-75 млрд руб.). Парадоксальная ситуация и с алкоголем, отмечают авторы документа: формально его реализация через интернет также запрещена, но при этом алкогольная продукция "уверенно занимает первое место по приросту (29% в год) покупок среди всех остальных видов продукции", что приводит к росту теневого оборота алкоголя. Чтобы снять запреты на дистанционную торговлю этими категориями, будут предложены соответствующие поправки к законодательству: для медикаментов — к 1 декабря, для алкоголя — к 1 апреля 2017 года. В итоге, по расчетам экспертов, объем интернет-продаж продуктов питания должен вырасти с 0,11% до 2%, ювелирных изделий — с 2,8% до 6%, а легальные продажи медикаментов и алкоголя составят 8% и 4% соответственно.

Еще один пункт документа предусматривает "введение в правовое поле" товарных агрегаторов. Так, из-за того, что многие продавцы не размещают на ресурсах-агрегаторах информацию о своем местонахождении, порядке и условиях возврата, привлечь виновных к ответственности за злоупотребления и нарушения зачастую невозможно, пишут эксперты. Поэтому Роспотребнадзору предписывается к 1 ноября 2016 года подготовить поправки к закону "О защите прав потребителей", которые введут агрегаторов в правовое поле и установят их ответственность за неисполнение требований законодательства.

Документ носит предварительный характер, подчеркивает руководитель рабочей подгруппы и президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. "Мы еще собираем отзывы и замечания от заинтересованных ведомств, но по существу никаких возражений пока не получили",— продолжает господин Федоров. По его словам, если идея об НДС-регистрации еще год назад не вызывала ничего, кроме непонимания, то за прошедшее время удалось убедить всех, что интернет-магазины должны работать в одинаковых условиях. "Мы не хотим, чтобы российский онлайн-ритейл стал развиваться по австралийскому сценарию, где 90% рынка занимают иностранные игроки",— говорит он. Господин Федоров ссылается на данные SimilarWeb, согласно которым китайский Aliexpress.com является самым популярным среди российских пользователей, в июле его посетили около 150 млн раз. "А сайт DNS, например, только 23,3 млн раз",— подчеркнул он.

В проект "дорожной карты" попали либо "очевидно вредные рынку пункты" вроде ограничений трансграничной торговли или регулирования агрегаторов, либо малозначимые, третьестепенные вещи, убежден президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. "Так, против ограничений трансграничной торговли выступает подавляющее большинство участников рынка, а государство в случае попытки сбора НДС получит вместо прибыли существенные убытки, вызванные необходимостью администрировать взимание платежей, о чем в том числе говорится в исследовании университета Лозанны",— убежден он.