Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
22.08.2016

Публичный Wi-Fi в общественных местах, который многие горожане уже стали воспринимать как необходимую для них услугу, зачастую не оправдывает ожидания абонентов. Беспроводные сети, раскинутые по городу, работоспособны далеко не всегда. Тем не менее проекты по запуску таких сетей множатся. Получается, что операторам выгодно предоставлять гражданам бесплатный Wi-Fi. Однако следить за его работоспособностью, которая, к слову, влияет и на имидж оператора, а зачастую и на его будущие финансовые показатели, почему-то никто не хочет.

Например, в июне прошлого года "Мосгортранс" запустил проект по оснащению 450 остановок наземного общественного транспорта Москвы точками доступа Wi-Fi. Проект воплотил в жизнь оператор связи "Энфорта". Идея хорошая: бесплатный Wi-Fi поможет скоротать время человеку, ждущему транспорт, и даже узнать о времени прихода следующего автобуса или трамвая ("умные остановки" в Москве до сих пор работают "в тестовом режиме", то есть через пень-колоду). Однако на протяжении нескольких месяцев корреспонденты ComNews, пытаясь зарегистрироваться в бесплатной сети "Энфорты" на остановках автобуса недалеко от редакции, получают один и тот же результат: на экране смартфона высвечивалось слово "Oops", а под ним - символ Wi-Fi (приводим фотографию экрана смартфона ниже). Интернета не видать. На еще одной остановке пришлось несколько раз проходить процедуру входа в сеть, так как загрузка страницы в браузере подвисала. Одним словом, для того, чтобы зарегистрироваться в сети Mosgortrans, вам должно сильно повезти.

В ответ на попытку подключиться к зоне Wi-Fi "Энфорта" по-американски отвечает "Упс!", возможно, вспоминая былых иностранных акционеров.

Wi-Fi в поездах "Сапсан" между Москвой и Петербургом, который эксклюзивно обеспечивает провайдер "МегаФон", тоже работает не  без сбоев. В экономическом классе интернет стоит 149 руб. за всю поездку, в бизнес-классе он бесплатный. Однако сплошного покрытия между Москвой и Петербургом у "МегаФона" нет, поэтому на каких-то участках пути Wi-Fi будет работать, а на каких-то - нет. Но корреспонденты ComNews много раз были свидетелями ситуации, когда пассажир "Сапсана" оплатил услугу, а выйти в Сеть не смог на всем пути. Проводники адресуют разъяренных пассажиров, которые требуют вернуть списанные за неработоспособную услугу деньги, в "МегаФон". Но в поезде нет сотрудника "МегаФона", который бы оперативно отреагировал на неполадки с доступом. В итоге "МегаФон" ежедневно получает 24 "Сапсана" с людьми, которые негативно воспринимают этого оператора.

Организация общественного Wi-Fi - как платного, так и бесплатного - штука непростая. Мало построить сеть, за ней надо еще и следить. Не у каждого оператора получалось осуществить такой проект, и примеров тому несколько. Например, ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" (РСВО) запустило в октябре 2014 года четыре тестовые зоны проекта "Городской Wi-Fi" в Москве. Однако уже в конце 2014 года предприятие заморозило проект: оказалось, разворачивать Wi-Fi-сеть в Москве - дорого. С начала 2015 года об этом проекте больше ничего не было слышно.

С июля 2016 года уличная сеть Wi-Fi "ВымпелКома" прекратила работу. Оператор пояснил, что уровень проникновения пакетных тарифов в Москве превысил 40% и наличие бесплатного уличного Wi-Fi перестало создавать дополнительную ценность для клиентов. "За последний год количество клиентов, использующих бесплатный уличный Wi-Fi, сократилось более чем в 10 раз. При этом качество самой услуги было не всегда гарантированным", - признались в компании. Ранее "ВымпелКом" хотел продать эту сеть как непрофильный актив и разослал предложения потенциальным покупателям. Однако пока актив никто не купил. Можно вспомнить и компанию "МаксимаТелеком", которая единственная подала заявку на участие в конкурсе на строительство сети Wi-Fi в московском метро: условия проекта были невыгодными. Строительство обошлось ей в 1,8 млрд руб. собственных и заемных средств, а проект, предположительно, окупится в течение не менее чем семи лет.

Недавно "Энфорта" выиграла конкурс мэрии Москвы на организацию бесплатной сети Wi-Fi внутри Садового кольца. Хочется верить, что в этот раз качество услуги будет гарантированным, а не таким , как на остановках Мосгортранса. Ибо плохая работа публичной сети Wi-Fi накладывает отпечаток и на имидж городских предприятий, и на репутацию операторов связи. Если на остановке Мосгортранса не работает Wi-Fi, виноват, вроде бы, Мосгортранс. Кроме того, у абонента будут и негативные ассоциации с оператором связи, предоставляющим услуги. Тем временем лояльность абонента - важный фактор, который обретает все большее значение, ведь новых потенциальных абонентов ни в одной нише рынка почти не осталось. Конкуренция за абонента между операторами растет, клиент начинает обращать больше внимания на качество связи, от этого зависит его выбор в пользу того или иного провайдера. В свою очередь, от отношения оператора к абонентам зависит в конце концов и выручка.

Однако конкурсы идут, операторы гоняются за W-Fi-проектами, но сделать их полностью качественно, без сучка и задоринки - почему-то не получается. Положиться на городской Wi-Fi пока нельзя: никто не дает гарантий, что ты сможешь в нужном месте и в нужное время отправить со смартфона важное письмо или получить экстренное сообщение в мессенджер.

Тем временем пользователи воспринимают гарантированное качество связи как само собой разумеющееся. Телекоммуникационные услуги стали такими же необходимыми, как коммунальные. Как людям нужна вода из крана, так им нужен и Интернет. Получается, что предоставление услуг связи стало почти социальным обязательством. В глазах абонентов - точно стало, а на стороне операторов - пока не ясно. Кто пойдет писать заявление на возврат 149 руб. за неработающий Wi-Fi в вагоне "Сапсана"? Скорее всего, абонент предпочтет забыть про это досадное неразумение. Однако осадок останется. Кто пойдет жаловаться на неработающий Интернет на остановке автобуса? Вероятно, никто. Однако пользователь запомнит, что у определенного оператора Wi-Fi не работает, и сделает соответствующие выводы.

Если оператор оказывает услугу связи - даже бесплатную, то лучше ему делать это сразу хорошо. От этого зависит количество тех, кому он эту услугу сможет предоставить в будущем уже за деньги. Если оператор не способен оказать хороший бесплатный Wi-Fi, то возникает вопрос, будет ли хорошим платный. Остается пожелать операторам публичных сетей Wi-Fi пореже создавать чрезвычайные ситуации уровня "Oops".