Валерий Кодачигов
16.08.2016

На конец июня в розничной сети МТС работало 600 салонов под брендом "Телефон.ру", рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. В I квартале 2016 г. их было 360, следует из отчета МТС, т. е. за квартал их количество выросло на 240 салонов, или на 66%. До конца 2016 г. сеть "Телефон.ру" планируется расширить до 800 салонов, обещает Солодовников.

МТС начала открывать салоны "Телефон.ру" в августе 2016 г. Этот бренд она купила в 2009 г. вместе с одноименным ритейлером, который потом был закрыт. Старый бренд понадобился оператору после того, как у него испортились отношения с сетью салонов "Связной" (это произошло сразу после смены контролирующего акционера сети) и та перестала продавать sim-карты МТС. Создание "Телефон.ру" – это ответ "Вымпелкому" и "Мегафону", которые фактически контролируют продажи контрактов в двух крупнейших мультибрендовых сетях, "Евросети" и "Связном", рассказывали тогда "Ведомостям" источники, близкие к МТС. "Телефон.ру" должен стать аналогом "Связного" и "Евросети" – ориентироваться на продажу устройств и контрактов, а не на обслуживание абонентов, говорили они.

Инвестиции в "Телефон.ру" МТС не раскрывает. Близкий к ней источник говорит, что на открытие каждого салона уходит примерно 1,5–1,7 млн руб., т. е. за год работы альтернативной розничной сети МТС инвестировала в ее создание 0,9–1,02 млрд руб. У конкурентов МТС расходы на открытие салона составляют около 1 млн руб., утверждает сотрудник одного из них.

По данным оператора, на конец I квартала 2016 г. у него и его франчайзи было 5368 салонов связи под брендом МТС и "Телефон.ру" против 4251 годом ранее. Итоги II квартала 2016 г. МТС раскроет 18 августа.

Сейчас в "Телефон.ру" не продаются контракты других крупных операторов связи помимо МТС. Сейчас в ней есть sim-карты виртуальных операторов: Teletie, Goodline, MTT, говорит Солодовников. Тем не менее наличие "Телефон.ру" позволяет МТС перехватывать потенциальных покупателей, которые могли бы уйти в другие розничные сети, утверждает Солодовников. Посещаемость салонов "Телефон.ру" в целом сопоставима с посещаемостью брендированных салонов МТС, при этом "чужих" абонентов в "Телефон.ру" больше, говорит Солодовников. Абсолютные показатели посещаемости салонов "Телефон.ру" и долю посетителей, подключенных к операторам – конкурентам МТС, он не раскрывает.

Открытие новых салонов влечет дополнительные затраты, но, возможно, расходы на развитие розницы оправданы ростом количества абонентов, которых МТС привлекает через новые салоны, и улучшением качества обслуживания, замечает аналитик Otkritie Capital Александр Венгранович. В I квартале OIBDA МТС не сократилась: возможно, это показывает, что розничная стратегия компании эффективна, отмечает он. Но уже во II квартале 2016 г. активное расширение розничной сети, рост операционных расходов на ее поддержку, субсидирование телефонов в условиях жесткой конкуренции между ритейлерами могут негативно сказаться на EBITDA МТС, не исключает Венгранович.

Аналитики "ВТБ капитала" также считают, что ценовая война между российскими сотовыми ритейлерами в сочетании с высокими расходами на маркетинг могут сказаться на OIBDA МТС. Во II квартале 2016 г. показатель может сократиться на 4% год к году, следует из их обзора.

"Мегафон" не планирует увеличивать количество салонов, расширение розницы неоправданно с финансовой точки зрения, считает представитель оператора Юлия Дорохина. По ее словам, оператор не заметил усиления конкуренции на рынке после открытия салонов "Телефон.ру".

По итогам II квартала 2016 г. у "Вымпелкома" работало около 3500 офисов, включая собственные, франшизу и магазины "Ноу-хау", говорит представитель оператора Анна Айбашева. Разбивку она не приводит. "Вымпелком" планирует развивать как собственную сеть, так и сети салонов франчайзи, но на насыщенном рынке экстенсивно развиваться правильнее именно за счет франшизы, считает она.

У "Связного" 2700 магазинов, за год ритейлер сократил их количество и повысил рентабельность бизнеса, сохранив уровень продаж, утверждает его представитель. Это стало возможным за счет того, что 25% продаж приходится на онлайн-канал, отмечает он. Количество магазинов не будет меняться, но ритейлер станет проводить ротацию, чтобы занять более выгодные места, обещает представитель компании. Заметного влияния "Телефон.ру" на бизнес "Связного" он не видит.