корреспондент ComNews.ru
© ComNews
15.08.2016

Тема нишевых мессенджеров набирает обороты в России. Так, уже доступна бета-версия мессенджера для буддистов. Начались работы по созданию мессенджера для православных. В стадию активных действий перешел проект по созданию специального мессенджера для государственных органов. И если вопрос о нужности специальных мессенджеров для религиозных конфессий остается открытым, то потребность в "госмессенджере" бесспорна: государственную безопасность еще никто не отменял. Однако такая необходимость не избавляет проект по его созданию от нескольких "но".

Обсуждение возможности создания мессенджера для государственных органов стартовало еще в начале текущего года. Активно эту тему поддерживает АНО "Институт развития Интернета" (ИРИ). Уже в августе ИРИ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и ПАО "Ростелеком" объявили набор в рабочую группу, которая призвана организовать тестирование мессенджеров в ведомствах и на госпредприятиях. По итогам тестирования рабочая группа должна будет сформировать техническое задание для "госмессенджера", включая определение возможной стоимости решения.

"Госмессенджер" - инструмент, безусловно, нужный и важный. Однако, как это случалось ранее с другими важными и нужными госпроектами, на пути его реализации могут появиться трудности. Например, процесс его создания может затянуться. Яркий аналогичный пример связан с созданием национальной операционной системы (ОС). Возможность ее создания обсуждается уже несколько лет. В начале августа 2016 года в СМИ появилась информация, что в планах у государственной корпорации "Ростех" - объединить российских разработчиков ОС для создания национальной операционной системы. Сколько времени потребуется на создание такого объединения - пока неизвестно.

Другое "но" связано с тем, что такой мессенджер для госорганов (после того как он появится) не будет пользоваться популярностью у чиновников. Они, скорее всего, продолжат пользоваться WhatsApp, Telegram и другими общедоступными мессенджерами. Или продолжат экзотические формы коммуникаций - общение в форме подписи к фотографиям в Instagram, либо в чате сетевых компьютерных игр. А если использование "госмессенджера" будет вменено в обязанность чиновникам, то, зная российский менталитет, госслужащие скорее потратят время и силы на то, чтобы найти обходные пути и не пользоваться "госмессенджером" "из принципа", чем примут правила игры.  

Говоря о популярности сервисов, сразу напрашивается пример с государственным интернет-поисковиком "Спутник". Нет ощущения, что он сильно популярен у граждан РФ. О такой поисковой системе многие ничего и не слышали, предпочитая при этом пользоваться "Яндексом", Mail.Ru или Google. Однако деньги в создание и развитие "Спутника" вкладывались и продолжают вкладываться. Инвестиции в проект "Ростелеком" и представители "Спутника" не раскрывают, но в СМИ оценивали их в более чем 2 млрд рублей.

При разработке мессенджера для госорганов важный вопрос заключается в определении необходимой функциональности. Ведь переписка чиновника – это не то же самое, что общение обычных граждан: переписка между госслужащими – процесс формализованный. Поэтому в таком мессенджере должны быть учтены все моменты и проработаны все процессы: идентификация пользователя, разграничение прав доступа, фиксация факта отправки и получения сообщения, возможно даже таймер с обратным отсчетом времении на ответ и многое другое. Хочется надеяться, что при разработке особенность целевой группы "госмессенджера" будет учтена в полном объеме.

В целом создание мессенджера для госорганов, как ранее заметил советник президента РФ и председатель совета ИРИ Герман Клименко, "это непростая история". С ним можно только согласиться. Остается пожелать, чтобы процесс создания "госмессенджера" не постигла участь национальной ОС, государственной системы электронной почты, "отечественного" смартфона Yota и других инициатив, которые в течение многих лет так и остаются на бумаге.