Ксения Болецкая
10.08.2016

ВЦИОМ, точнее, его дочерняя компания "ВЦИОМ-медиа", завершает покупку TNS у британской WPP, сделка должна быть закрыта в течение нескольких дней, рассказал "Ведомостям" источник, знакомый с деталями переговоров.

Другой источник, близкий к одной стороне сделки, говорит, что акции TNS перейдут в распоряжение ВЦИОМа уже в эту пятницу, 12 августа.

Представитель TNS от комментариев отказался. Представители WPP и ВЦИОМа пока не ответили на запросы "Ведомостей".

ВЦИОМ полностью принадлежит государству и специализируется на социологических исследованиях, прежде всего опросах населения. TNS считает телезрителей в России около 20 лет. Ее рейтинги - общепризнанная валюта рынка, при этом каналы, рекламодатели и агентства сами решают, работать с этой компанией или нет. К примеру, "Первый канал" считает методику TNS устаревшей и давно не пользуется ее услугами (хотя Vi, селлер канала, продает рекламу в его эфире на базе рейтингов TNS). Компания контролируется британским медиахолдингом WPP.

Это вынужденная продажа TNS. С сентября 2017 г. рекламодатели и их посредники при размещении роликов на ТВ будут обязаны иметь договор с измерительной компанией, отобранной государством, а конкретно - Роскомнадзором, следует из последних поправок в законы о СМИ и рекламе. Определиться со своим выбором служба должна к январю 2017 г.

Получить от Роскомнадзора полномочия на измерения аудитории каналов может только та организация, где иностранцы владеют или контролируют не более 20% акций или долей. Автор поправок, депутат Госдумы Андрей Луговой, и вслед за ним другие депутаты Госдумы считают: неправильно, что западная компания монопольно определяет предпочтения российских зрителей.

Чтобы сохранить бизнес по телеизмерениям в России, WPP согласилась продать 80% TNS государству. "ВЦИОМ-медиа" будет владеть 80% ЗАО "ТНС Гэлллап медиа" и 80% ЗАО "ТНС Гэллап эдфакт". Для этого "ВЦИОМ-медиа" берет у банка ВТБ кредит на сумму 1,4 млрд руб. сроком на семь лет, следует из результатов тендера этой компании, размещенных на сайте госзакупок. Два источника "Ведомостей" подтвердили, что эта сумма близка к тому, сколько ВЦИОМ согласился заплатить за 80% TNS. Но у сделки сложная структура, поэтому точные цифры назвать трудно, объясняет один из них. Помимо покупки долей в двух компаниях TNS, ВЦИОМ подписал контракт с WPP по доступу к технологиям измерений, лицензионным продуктам и так далее, добавил он.

Прежде источник "Ведомостей" рассказывал, что сумма сделки будет небольшой по сравнению с выручкой TNS, которая "заметно превышает 5 млрд руб.". Официально финансовые показатели TNS не раскрывают ни она сама, ни WPP.

В результате сделки ВЦИОМ получает контроль не только над измерениями аудитории телеканалов и мониторингом выходов рекламы, но и над измерениями аудитории интернет-сайтов, радиостанций и печатных СМИ, которыми также занимается TNS.