Tarantool поселится в "ВымпелКоме"
ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") внедрит систему управления базами данных (СУБД) Tarantool, которая является разработкой компании Mail.Ru Group на базе свободного программного обеспечения (СПО). Специально для "ВымпелКома" на базе Tarantool была разработана платформа онлайн-обработки данных, позволяющая ускорить доступ к данным биллинга оператора. Генеральным подрядчиком внедрения выступает компания AT Consulting. В опытно-коммерческую эксплуатацию СУБД будет запущена этой осенью. По мнению экспертов, для новых проектов телеком-операторы сейчас рассматривают СПО как реальную альтернативу проприетарным системам.
Tarantool – собственная разработка Mail.Ru Group, которая используется в компании около девяти лет. Как рассказал ComNews представитель пресс-службы холдинга, СУБД Tarantool является СПО, исходный код Tarantool открыт и распространяется под лицензией BSD (BSD license, Berkeley Software Distribution license – Программная лицензия университета Беркли).
Как отметили в пресс-службе Mail.Ru Group, на базе Tarantool для "ВымпелКома" была разработана платформа виртуализации данных и ряд приложений для нее в соответствии с запросами бизнеса. Платформа предполагает наличие подсистем версионирования данных и контроля нагрузок на их источники, что позволяет оптимизировать работу не только с традиционными базами данных, но и с источниками, имеющими практически любые интерфейсы.
"Переход на Tarantool ускорит работу веб-интерфейса личного кабинета абонентов и доступ к различным сервисам, включая родительский контроль, а также позволит клиентам быстрее узнавать о состоянии счета, получать SMS-оповещения и выбирать параметры тарифа. Кроме того, благодаря анализу потребления абонентами мобильного Интернета мы сможем формировать для них наиболее релевантные предложения по использованию сервисов и услуг. При этом высокая скорость обработки транзакций и удобство разработки Tarantool позволит нам в разы снизить издержки на покупку серверов и лицензий и сократить время на внедрение ряда новых элементов функционала обработки данных", - сообщил директор по информационным технологиям "ВымпелКома" Владимир Савкин.
Как рассказал представитель пресс-службы "ВымпелКома", переход на Tarantool ожидается не раньше осени.
"В конце прошлого года мы проанализировали рынок и провели тендер, а в начале текущего года приступили к подписанию контракта и разработке платформы, адаптированной под наши потребности. В настоящее время завершается тестирование и интеграция платформы. Осенью планируется ее запуск в опытно-коммерческую эксплуатацию в рамках одного из продуктовых проектов", - рассказал ComNews представитель пресс-службы оператора.
По его словам, платформа онлайн-обработки данных обеспечит высокопроизводительный унифицированный доступ к текущим параметрам абонента, расположенным в различных первоисточниках. "Это позволит сократить время разработки и запуска новых продуктов, а также введение единого стандарта на получение данных", - отметили в пресс-службе "ВымпелКома".
При этом, представитель пресс-службы оператора сообщил, что на первой фазе проекта "ВымпелКом" не будет отказываться от уже имеющихся СУБД и менять логику существующих продуктов и приложений.
"В настоящее время данные менее производительных систем кэшируются и в дальнейшем разработка всех витрин и приложений, работающих с текущими данными, будет происходить с использованием Tarantool. Все решения могут быть применены не только в рамках локального "ВымпелКома", а в рамках всей группы компаний (Vimpelcom Ltd. – Прим. ComNews)", - сообщил представитель пресс-службы "ВымпелКома".
Как рассказал вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян, "ВымпелКом" стал первым телеком-клиентом холдинга.
"Мы много лет используем Tarantool на собственных проектах и знаем, что он оптимален для бизнеса со сложной инфраструктурой. Наша СУБД и сервер приложений внутри нее обеспечивает высокую скорость обработки данных, огромную пропускную способность и при этом позволяет остаться в рамках бюджета. Мы рады, что "ВымпелКом" стал нашим первым телеком-клиентом, ведь это одна из тех отраслей, где Tarantool может быть наиболее полезен и эффективен", - сообщил Владимир Габриелян.
"Мы гордимся работой в проекте, участниками которого стали одни из ведущих компаний отрасли. В пользу AT Consulting сыграло то, что у нас большой опыт внедрений в телекоме, высокий уровень компетенции в части СУБД. Решения на базе СПО и к тому же российской разработки сегодня востребованы как никогда – думаю, у такого интересного продукта как Tarantool, хорошие перспективы на рынке", - сообщил партнер компании AT Consulting, директор практики аутсорсинга Сергей Тиняков.
По мнению пресс-секретаря Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") Ольги Галушиной, очевидными преимуществами использования СПО является снижение зависимости от поставщика и возможность экономии как на приобретении лицензий СУБД, так и на вендорской поддержке.
"Tele2 использует СУБД главным образом в составе прикладных систем, поэтому их выбор в большей степени зависит от вендора решения. В компании используются различные системы, в том числе производства Oracle, Microsoft, IBM, SAP и другие. Мы видим возможность использовать СУБД на базе СПО для определенного класса задач в краткосрочной перспективе", - сообщила ComNews Ольга Галушина.
В пресс-службе ПАО "МегаФон" данную тему отказались комментировать, пресс-служба ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) на запрос ComNews не ответила.
По мнению менеджера по развитию бизнеса Центра программных решений компании "Инфосистемы Джет" Дмитрия Мельникова, применение свободных СУБД оправдано, однако интерес операторов сотовой связи к таким СУБД во многом зависит от конкретного проекта и конкретной задачи. "Надо понимать, что просто СУБД мало интересны заказчику, а интересны продукты, решающие конкретные бизнес-задачи", - сообщил ComNews Дмитрий Мельников.
Он отметил, что Tarantool - продукт достаточно молодой, и в силу этой молодости имеет свои плюсы и минусы. "Среди плюсов - данная СУБД отличается высокой производительностью, среди минусов - отсутствие ODBC/JDBC-драйверов (универсальных драйверов для подключения к базам данных), что создает определенные сложности при интеграции с инструментами бизнес-аналитики. Но, несмотря на это, в продукте определенно есть потенциал", - считает Дмитрий Мельников.
"Для новых проектов телеком-операторы рассматривают СПО как реальную альтернативу проприетарным системам. Но мигрировать существующие системы на СПО в массовом порядке телеком-операторы вряд ли будут, потому что эти траты сложно оправдать", - заключил менеджер по развитию бизнеса Центра программных решений компании "Инфосистемы Джет".
По мнению финансового аналитика группы компаний "Финам" Тимура Нигматуллина, Tarantool обладает характерной для систем кеширования высокой скоростью обработки запросов при минимальных требованиях к железу.
"На мой взгляд, интерес российской дочки Vimpelсom к Tarantool в первую очередь продиктован не столько трендом в сторону перехода бизнеса со сложной инфраструктурой на свободное программное обеспечение, сколько стремлением решить проблему с (оценочно) более медленной относительно ключевых конкурентов работой пользовательских веб-интерфейсов", - сообщил ComNews Тимур Нигматуллин.
Напомним, что 13 апреля 2016 г. компания Mail.Ru Group объявила о сотрудничестве в области управления данными с AT Consulting. "Компании будут вместе разрабатывать решения на основе СУБД Tarantool для заказчиков AT Consulting из коммерческого и государственного секторов, а также оказывать услуги по внедрению и кастомизации", - говорилось в сообщении в пресс-службы Mail.Ru Group.
Развиваются и другие бизнес-направления Mail.Ru Group. Так, в январе 2016 г. Mail.Ru Group выделила в отдельное бизнес-направление работу с "большими данными" (Big Data) своих клиентов. В рамках нового направления компания собиралась предоставлять услуги по созданию предиктивных математических моделей, проведению маркетинговых исследований, консалтингу в области развития инфраструктуры и методологии работы с "большими данными".
В июле 2016 г. компания совместно с бюро кредитных историй (БКИ) "Эквифакс" разработала модель оценки кредитных рисков для российских банков, которая стала первым продуктом бизнес-направления "большие данные" (см. новость на ComNews от 25 июля 2016 г.).