Виктор Савицкий
© ComNews
28.07.2016

Чистая прибыль ПАО "МегаФон" за II квартал 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. снизилась на 44,4% и составила 7,2 млрд руб. За шесть месяцев этот показатель упал на 21,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 16,07 млрд руб. Выручка оператора от мобильного сегмента за II квартал этого года снизилась на 2,3% до 65,3 млрд руб. По мнению экспертов, отчетность "МегаФона" выглядит умеренно негативной относительно рыночных ожиданий. После того как "МегаФон" объявил о финансовых итогах за II квартал и первое полугодие 2016 г. котировки акций компании на Московской бирже выглядели хуже рынка и снижались в пределах 1,5-2,5% на фоне околонулевой динамики рынка.

Консолидированная выручка "МегаФона" за II квартал этого года по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. увеличилась на 3,4% и достигла 78,7 млрд руб. Выручка оператора по России за отчетный период составила 77,6 млрд руб., что на 3,3% больше по сравнению с II кварталом 2015 г. За первое полугодие 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года консолидированная выручка "МегаФона" подросла на 2,5% до 153,87 млрд руб. По РФ выручка за отчетный период увеличилась на 2,5%, достигнув 151,5 млрд руб.

"Во втором квартале консолидированная выручка "МегаФона" увеличилась на 3% по сравнению с прошлым годом, что соответствует прогнозам компании, озвученным в начале года. Тем не менее, усиление конкуренции в отрасли оказало влияние на изменение структуры выручки компании, а также снижение выручки от оказания мобильных услуг связи. Рост выручки произошел, главным образом, за счет продаж абонентского оборудования и сегмента фиксированных услуг", - сообщил генеральный директор "Мегафона" Сергей Солдатенков.

Выручка "МегаФона" от услуг мобильной связи за II квартал этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала на 2,3%, до 65,3 млрд руб. (по РФ она снизилась на 2,4%, до 64,2 млрд руб.). Данный показатель за первое полугодие 2016 г. просел на 0,8%, до 129,8 млрд руб. (по России выручка от услуг мобильной связи за отчетный период снизилась на 0,8%, достигнув 127,5 млрд. руб.).

Доход "МегаФона" от мобильной передачи данных за II квартал 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился 6,3%, до 20,6 млрд руб. (по РФ этот показатель увеличился на 6,2%, до 20,3 млрд руб.). За шесть месяцев 2016 г. доход от мобильной передачи данных оператора увеличился на 10,8%, достигнув 41,3 млрд руб. (по РФ этот показатель увеличился на 10,8%, составив 40,7 млрд руб.).

Выручка "МегаФона" от услуг фиксированной связи за II квартал 2016 г. подросла на 18,4%, до 6,3 млрд руб. (по России этот показатель вырос на 18,5%, составив 6,2 млрд руб.). За первое полугодие 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от услуг фиксированной связи "МегаФона" увеличилась на 13,8%, до 12,3 млрд руб. (соответственно, по России этот показатель за отчетный период вырос на 13,7%, до 12,2 млрд руб.).

Выручка от продажи оборудования и аксессуаров за II квартал этого года по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. увеличилась на 78%, до 7,1 млрд руб. (по РФ этот показатель тот же). За шесть месяцев 2016 г. выручка от продажи оборудования и аксессуаров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 39,5%, до 11,6 млрд руб (по РФ этот показатель тот же).

Показатель OIBDA "МегаФона" за II квартал этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года просел на 14,9%, до 29,5 млрд руб. (по РФ показатель OIBDA за отчетный период снизился на 12,8%, составив 30,2 млрд руб.). За первое полугодие 2016 г. показатель OIBDA "МегаФона" просел на 10,3%, до 59,8 млрд руб. (этот показатель по РФ снизился за отчетный период на 9,1%, до 60,4 млрд руб.).

Рентабельность OIBDA снизилась во II квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,1 процентных пункта и составила 37,5% (по России за отчетный период рентабельность OIBDA снизилась на 7,2 процентных пункта, составив 39%). За шесть месяцев 2016 г. рентабельность OIBDA "МегаФона" сократилась на 5,5 процентных пункта, составив 38,9% (этот показатель за отчетный период в России уменьшился на 5,1 процентных пункта и составил 39,9%).

Чистая прибыль компании за II квартал 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала на 44,4%, до 7,2 млрд руб. (по РФ она снизилась за отчетный период на 37,9%, до 8,7 млрд руб.). За первое полугодие 2016 г. показатель чистой прибыли "МегаФона" снизился по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 21,2%, до 16 млрд руб. (по РФ за отчетный период чистая прибыль компании снизилась на 17%, составив 18,3 млрд руб.).

Показатель рентабельности чистой прибыли компании за II квартал этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 7,9 процентных пункта, составив 9,2% (по РФ этот показатель за отчетный период снизился на 7,5 процентных пункта, составив 11,2%). За шесть месяцев 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. рентабельность чистой прибыли "МегаФона" уменьшилась на 3,2 процентных пункта, до 10,4% (по РФ за отчетный период этот показатель уменьшился на 2,9 процентных пункта, составив 12,1%).

Капитальные расходы (CAPEX) "МегаФона" за II квартал этого года по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. увеличились на 2,8%, достигнув 12,8 млрд руб. За шесть месяцев 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился на 31,8%, до 27,1 млрд руб.

Свободный денежный поток "МегаФона" за II квартал этого года составил 9,6 млрд руб. За шесть месяцев 2016 г. этот показатель достиг 18,5 млрд руб.

Общее количество абонентов мобильной связи за год выросло на 3,8% (по состоянию на 30 июня 2016 г.), составив 76,6 млн (консолидированные данные включают абонентов "МегаФона" и ее дочерних компаний в России и за рубежом: ЗАО "ТТ мобайл" в Республике Таджикистан, ЗАО "Аквафон-GSM" в Республике Абхазия и ЗАО "Остелеком" в Республике Южная Осетия).

По России количество абонентов мобильной связи выросло за год на 4,6%, до 74,7 млн (год назад их было 71,3 млн). База пользователей услуг передачи данных увеличилась за год на 7,4%, до 29,9 млн. При этом доля пользователей услуг передачи данных увеличилась на 1,0 процентных пункта, составив 40,1%.

Показатель ARPDU (среднемесячная выручка от передачи данных от одного абонента передачи данных) снизился во II квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,3%, до 229 руб. ЗА шесть месяцев 2016 г. показатель ARPDU увеличился на 3,1%, составив 232 руб.

Объем трафика данных на одного абонента (DSU) вырос в II квартале 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 26,9%, до 3951 Мбайт. За шесть месяцев этот показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 25,1%, достигнув 3946 Мбайт.

"ARPDU снизился во II квартале 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате роста доли пакетных тарифных планов, пересмотра наших тарифов в сторону предоставления большего количества трафика нашим абонентам и проведению специальных сезонных акций", - говорится в финансовом отчете "МегаФона".

"Показатель DSU вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого в результате вывода на рынок обновленной линейки интернет-опций, направленной на стимулирование спроса на услуги передачи данных", - отмечается в отчетности компании.

"Несмотря на непростые внешние факторы, наша долгосрочная стратегия вознаграждения акционеров остается неизменной, и объявленные на годовом общем собрании акционеров дивиденды в размере 35 млрд руб. будут выплачены в полном объеме в августе 2016 г. Совет директоров "МегаФона" рассмотрит вопрос о выплате промежуточных дивидендов в конце 2016 г. в зависимости от финансовых результатов компании", - сообщил генеральный директор "Мегафона" Сергей Солдатенков.

Финансового аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин считает, что отчетность "МегаФона" выглядит, скорее, умеренно негативной относительно рыночных ожиданий. По его словам, сравнить оператора с конкурентами пока нет возможности так как ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") отчитается за II квартал 4 августа, а ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) - 22 августа.

"Котировки "МегаФона" на ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа – Прим. ComNews) после релиза выглядели хуже рынка и снижались в пределах 1,5-2,5% на фоне околонулевой динамики рынка. Впрочем, обвального снижения не произошло так как менеджмент сохранил свои прогнозы на конец года: околонулевая динамика выручки, OIBDA 120-126 млрд руб. и CAPEX не более 70 млрд руб.", - сообщил ComNews Тимур Нигматуллин.

"Обращу внимание на то, что выручка от основного бизнеса - услуг мобильной связи - просела на 2,3% год к году, до 65,3 млрд руб. (выручка сегмента передачи мобильных данных выросла на 6,3% год к году, до 20,7 млрд руб.), несмотря на то, что общее количество мобильных абонентов выросло на 3,8% год к году, до 76,6 млн. Давление на показатель оказал низкий платежеспособный спрос потребителей услуг связи (судя по всему, ввиду падения реальных доходов они выбирали более дешевые тарифы). На этом фоне, в частности, выручка сегмента передачи мобильных данных выросла на 6,3% год к году, до 20,7 млрд руб.", - отметил аналитик.

Тимур Нигматуллин отметил возрастающее негативное влияние на финансовые и операционные показатели компании конкурентной ситуации в отрасли. "В частности, приход Tele2 ("Т2 РТК Холдинг" - Прим. ComNews) в Московский регион ввиду агрессивного ценового демпинга привел к номинальному сокращению объемов рынка при оценочно стабильной доле на нем "МегаФона" в I квартале. Впрочем, отмечу, что менеджмент оператора в ходе телеконференции отдельно отметил, что снижение мобильной выручки и метрик рентабельности является временным и связано с попыткой за счет разного рода маркетинговых акций нарастить абонентскую базу и впоследствии ее монетизировать", - рассказал аналитик.

Он отметил, что совокупная OIBDA "МегаФона" за II квартал 2016 г. просела на 14,9%, до 29,6 млрд руб. на фоне роста себестоимости по мере развития сети в условиях стагнирующей выручки. "Значительный негативный эффект на OIBDA оказал и опережающий рост административных расходов", - добавил Тимур Нигматуллин.

"Наконец, внимания заслуживает значительный рост показателя чистого долга с 113,6 до 167,1 млрд руб из-за агрессивной дивидендной политики компании и снижения процентных ставок в экономике, что позволило занимать по более низким ставкам", - сообщил финансовый аналитик.

"Результаты "МегаФона" за II квартал и первое полугодие 2016 г. весьма неоднозначны. Выручка за первое полугодие в годовом исчислении выросла на 2,4% до 153,8 млрд руб., при этом во II квартале выручка увеличилась более чем на 3% в годовом исчислении. К тому же в первом полугодии операционные расходы выросли на 11,3%, показав опережающие темпы роста по сравнению с выручкой", - рассказала ComNews заместитель директора аналитического отдела "Альпари" Наталия Мильчакова.

По ее словам, низкие темпы роста выручки связаны со снижением доходов в сегменте услуг сотовой связи и одновременным ростом доходов от услуг ШПД (широкополосный доступ в Интернет) и продаж абонентского оборудования (рост розничного сегмента в первом полугодии составил 78% в годовом исчислении).

"Из-за роста расходов опережающими темпами по сравнению с выручкой у компании снизился показатель OIBDA в первом полугодии на 10% к аналогичному периоду 2015 г. Рентабельность по OIBDA, соответственно, также упала с 44% в первом полугодии 2015 г. до 39% в первом полугодии текущего года. Те же самые причины повлияли негативно и на чистую прибыль, которая в первом полугодии снизилась на 21% до 15,9 млрд руб., а рентабельность по чистой прибыли упала с 13,5% в аналогичном периоде прошлого года до 10%", - отметила Наталия Мильчакова.

По ее мнению, на результаты "МегаФона" повлияла совокупность разных факторов от сезонного до фактора укрепления рубля, который способствовал увеличению спроса на сотовые телефоны, планшеты и смартфоны. Что же касается сезонного фактора, то Наталия Мильчакова отметила, что во втором полугодии сегмент мобильной связи растет более высокими темпами, чем в первом, из-за сезона летних отпусков и меньшего количества праздничных дней.

"В основном население покупает сейчас более дешевые смартфоны, так что бизнес корпорации становится сейчас менее маржинальным, и тенденция к снижению рентабельности останется общей для всех операторов связи, по крайней мере, на период кризиса. Мы полагаем, что МТС во II квартале покажет более высокие темпы роста выручки за счет роста сегмента розницы, это будет примерно 4% за полгода, но показатели рентабельности у МТС и "МегаФона" будут сравнимы", - рассказала заместитель директора аналитического отдела "Альпари".

"Полагаем также, что выручка от сотовой связи у компании будет в следующем году снижаться, так как рынок уже насыщен, и снижение выручки в этом сегменте станет общей тенденцией для всех операторов", - добавила Наталия Мильчакова.

"Мы полагаем, что акции "МегаФона", равно как и остальных операторов мобильной связи, сейчас не очень интересны из-за нашумевшего "закона Яровой", однако, в дальнейшем могут стать интересными, если у "МегаФона" будет меняться дивидендная политика в сторону повышения дивидендов. Но это будет возможно, если затраты, связанные с исполнением требований закона, будут не слишком обременительными для оператора", - заключила заместитель директора аналитического отдела "Альпари".

"Результаты оказались хуже ожиданий рынка, я бы отметил снижение выручки от мобильных услуг, что свидетельствует об усилении конкуренции, и значительное снижение рентабельности, вызванное ростом доли низкомаржинального бизнеса розничной продажи телефонов и оборудования", - заявил ComNews аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.