Двойная опора импортозамещения
Центр компетенций (ЦК) по импортозамещению в сфере ИКТ начнет работать с 1 октября текущего года. Годовой бюджет ЦК составит около 30 млн руб. Центр будет помогать региональным и муниципальным органам власти с переходом на российские ИТ-системы. Он будет функционировать только на бюджетные деньги, чтобы быть независимым от участников рынка. Тем временем на базе Института развития Интернета уже действует Центр компетенций "ИТ + Суверенитет", который реализует пилотные проекты по импортозамещению в органах власти. ИРИ предстоит решить, как в будущем будут взаимодействовать эти центры.
Как напомнил руководитель Экспертного центра электронного государства (ЭЦЭГ) Павел Хилов на совещании по вопросам реализации программы импортозамещения софта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях у помощника президента России Германа Клименко, в первый раз тема создания Центра компетенций (ЦК) была поднята летом 2015 г. в Ханты-Мансийске на VII Международном IT-Форуме с участием стран БРИКС и ШОС. Его участники приняли Югорскую декларацию. В ней сказано о создании на базе ЭЦЭГ Центра компетенции по координации процессов импортозамещения в сфере ИТ в федеральных и региональных органах власти и органах местного самоуправления РФ.
В январе 2016 г. президент РФ Владимир Путин поручил Минэкономразвития, Минпромторгу, Минкомсвязи, ФСТЭК РФ совместно с ИРИ представить предложения по созданию такого центра на базе ЭЦЭГ, ИРИ и АРПП "Отечественный софт". В мае глава государства велел обеспечить необходимую государственную поддержку по созданию и функционированию такого центра. При этом он обратил внимание на то, что Центр должен сохранять независимость от участников рынка. К 1 октября этот центр должен быть создан.
Источник ComNews, знакомый с предложениями Минэкономиразвития по финансированию центра компетенций, уточнил, что годовой бюджет ЦК составит около 30 млн руб.
Центр займется реализацией госполитики по импортозамещению в сфере ИКТ в организациях, деятельность которых регулируется как 44-ФЗ (о госзакупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд), так и 223-ФЗ (о закупках госкорпораций и госкомпаний).
"Мы много общаемся с регионами, и далеко не у всех есть успехи и достижения по импортозамещению в сфере ИКТ. Надо констатировать, что органы власти, особенно региональные, по-прежнему с настороженностью относятся к этой теме. Некоторые из них даже надеются, что реализация программ по импортозамещению скоро закончится. Кто-то из ведомств не знает, какие программные продукты есть на рынке", - подчеркнул Павел Хилов. Кроме того, он посетовал на слабый контроль за исполнением запрета о приобретении госорганами иностранного софта.
По его словам, все регионы и муниципалитеты решают однотипные задачи по импортозамещению. "Надо понять, какое ПО использовать, оценить типовые угрозы от применения зарубежного софта, определить, что замещать сначала, а что - во вторую очередь. Кроме того, необходим выбор и сравнительная оценка российских аналогов. Нужна организационная и нормативная работа: разработка концепций и планов импортозамещения, - отметил он. - Невзирая на различия между органами власти и регионами, модно сказать, что большая часть работ носит однотипный характер. Если не централизовать эту работу, то придется каждый раз повторно использовать человеческие и финансовые ресурсы". ЦК как раз позволит организовать импортозамещение в регионах так, чтобы передавать опыт одних субъектов - другим, чтобы устанавливать в ФОИВах программные решения, опробованные в пилотных проектах.
Масштаб работы – огромный. Как уточнил Павел Хилов, в России сейчас 73 федеральных исполнительных органа власти (ФОИВ), а также 85 регионов, в каждом из которых около 20-30 местных органов власти и 24 тыс. муниципалитетов и прочие подведомтсвенные органы. Всего по 44-ФЗ работают около 200 тыс. органов власти.
Тем временем в России уже функционирует Центр компетенций "ИТ+Суверенитет" при ИРИ. Его директор Анна Мещерякова напомнила, что организация начала работу в марте 2016 г. и взаимодействует с различными сторонами процесса импортозамещения – министерствами, ассоциациями, разработчиками и заказчиками. "Команда центра сформирована: более пяти сотрудников непосредственно заняты в проектах центра. Кроме того, мы пользуемся помощью экспертов ИРИ. Благодаря этому мы можем оперативно и мобильно формировать проектные команды, в том числе для реализации пилотных проектов по импортозамещению в регионах", - уточнила она.
Представитель Института развития Интернета отметил, что организация продумывает варианты взаимодействия существующего центра компетенций и нового, так как некоторые выполняемые ими функции дублируются.
Главным проектом Центра компетенций "ИТ+Суверенитет" при ИРИ сейчас является пилот по импортозамещению во Владимирской области. Он стартовал в начале июня 2016 г.: был проведен аудит ИТ-инфрастуктуры в различных муниципальных образованиях и городах области. Базовым продуктом по импортозамещению в этом регионе была выбрана операционная система (ОС) "Гослинукс". Пилотными площадками проекта стали областная администрация во Владимире, районные администрации (ЗАТО "Радужный", Суздаль, Меленки и Муром), а также администрации сельских поселений Павловское и Бутылицы (см. новость ComNews от 20 июля 2016 г.).
По словам представителя комитета по информатизации, связи и телекоммуникациям Владимирской области Андрея Клементьева, регион заблаговременно готовился к этому проекту, учитывал опыт Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая перешла на свободное ПО.
Советник губернатора Ульяновской области Светлана Опенышева рассказала, что регион не может похвастаться той работой, которая проводится во Владимирской области. "Тем не менее, мы понимаем, что назрела необходимость перехода на софт российских разработчиков. В феврале 2016 г. власти области подписали план по импортозамещению в области ИКТ. Для его реализации с 1 августа в области заработает "Корпорация развития интернет-технологий" – организация, куда вошло управление по развитию информационных технологий при администрации губернатора области и другие ведомства. Задача корпорации – управление ИТ-инфраструктурой всех органов власти, создание единого входа для апробации и внедрения востребованных другими регионами инициатив", - отметила она.
Пока, как говорит Светлана Опенышева, многие ИТ-системы области работают на зарубежном ПО. "В частности, на 1186 из 1682 рабочих станциях установлены офисные приложения Microsoft Office. На оставшихся - Open Office. Сервисы иностранного производства используются и в других системах - почта, сервера и др.", - отметила она. "Чтобы перейти на свободное ПО, мы должны будем затратить огромные бюджетные средства. Мы направили в ИРИ в письмо и готовы стать пилотным регионом по проведению комплексного аудита по замещению иностранного ПО, по итогам которого будет разработан план мероприятий по переходу на российское ПО", - сообщила чиновница. По ее мнению, регионам необходимо больше узнавать о лучших практиках по импортозамещению, проводить открытые выездные конференции, смотреть, как работают органы власти на отечественном ПО.
Председатель контрольно-счетной палаты Одинцовского муниципального района Подмосковья Евгений Авсеенко подчеркнул, что на пути программ по импортозамещению встали финансовые сложности. "Большинство поселений района настолько нищие, что вопрос о покупке ими российского ПО даже не стоит. Их нужно заставить покупать для начала лицензионное ПО, потому что они пока пользуются контрафактным, - пожаловался он. – Разумеется, мы обязаны выполнять закон, но пока все сводится к обоснованию невозможности приобретать российское ПО".