Иван Чеберко
27.07.2016

В рамках реорганизации одного из крупнейших предприятий госкорпорации "Роскосмос" — НПО им. С.А. Лавочкина — приказом генерального директора "Об утверждении должностных окладов руководителей, специалистов, конструкторов и служащих" отменено формирование фонда персональных надбавок и фонда ключевого персонала.

Этим же приказом, копия которого есть в "Известиях", отменены приказы прежнего руководства предприятия "Об установлении временных надбавок", "О стимулировании работы конструкторов" и "Об утверждении положений о премировании".

Трудовой коллектив "Лавочкина" воспринял приказ крайне негативно.

— Народ в основном теперь не работает, а обсуждает этот приказ, — рассказал "Известиям" один из конструкторов НПО. — Система оплаты в "Лавочкина" ранее была примерно такая: зарплата равнялась окладу плюс премия величиной в 40% от оклада плюс персональная надбавка плюс надбавка за секретность. Новое руководство провело масштабные кадровые изменения, которые обернулись понижением многих работников в должностях. Формально такие понижения были проведены как "организационно-штатные мероприятия по приведению структуры и наименований должностей в соответствие с классификаторами Роструда". Кто был начальником отдела, стал ведущим специалистом или главным специалистом. Этот процесс массово и спешно завершили в мае-июне. Теперь всем тем, кто "добровольно" согласился понизиться в должности, грозит еще и понижение зарплаты, ибо на основании прилагаемого приказа на новых должностях будут и новые оклады. Еще и премии убрали. 

По словам специалиста, в результате изменения штатного расписания работники финансового блока, которых вышеописанным образом перевели с позиции ведущих специалистов на экономистов 1-й категории (то есть понизили на одну иерархическую ступень), потеряют от 10 тыс. до 20 тыс. рублей только на окладной части. У инженеров — то же самое.Генеральный директор НПО имени Лавочкина Сергей Лемешевский объяснил изменения проводимой на предприятии системной реорганизацией. 

— Цель преобразований — усиление проектной работы через сокращение уровней управления до шести, прежде их было 12, — пояснил Сергей Лемешевский. — Зарплата каждой категории сотрудников теперь абсолютно прозрачна, так как утверждена новая тарифная сетка, основа которой — оклад, фиксированные индивидуальные надбавки и премия. И благодаря оптимизации тарифной сетки и организационной структуры люди будут зарабатывать больше — зарплата сотрудников выросла на 12%. Мы проводим еженедельные встречи с трудовым коллективом, рассказываем об изменениях и необходимости реформы. Кстати, на этой неделе я встречаюсь с молодежью.  

Снижение доходов сотрудников на предприятиях "Роскосмоса", задержки зарплат, сокращенная рабочая неделя, равно как и масштабные сокращения персонала в последние годы происходят периодически. Случилось так, что острейший отраслевой кризис (выражающийся в итоге в авариях ракет и спутников) по времени совпал с финансовым кризисом, начавшимся в России. В результате отраслевая реформа проходит в тяжелейших условиях снижения уровня финансирования отрасли, одновременно руководству госкорпорации приходится решать вопрос с масштабной долговой нагрузкой, накопленной за предыдущие периоды. Руководству компаний приходится идти на непопулярные меры, что часто нервирует сотрудников.

Например, весной 2014 года в Центре Хруничева ввели режим строгой экономии и провели секвестр расходов. Многие надбавки за сверхурочные работы, премии были отменены, а график работ был перестроен таким образом, чтобы исключить смены в выходные, оплачиваемые по более высоким тарифам. Доходы большинства сотрудников тогда упали драматически, что подтолкнуло одного из сотрудников к самоубийству. 53-летний Геннадий Лажков, руководивший отделом технического контроля 23-го цеха "Хруничева", покончил с собой прямо на предприятии, после того как его месячный доход снизился примерно в 2,5 раза — с 72 тыс. рублей в месяц до 29 тыс. В последующем Центр Хруничева пошел на масштабные сокращения (уволив до 3 тыс. человек в Москве), увеличив зарплаты оставшимся сотрудникам.

Сокращения персонала были также проведены в "Центре эксплуатации объектов космической инфраструктуры", "Российских космических системах" и ряде других предприятий отрасли.

— Почти на всех предприятиях космической отрасли еще с советских времен работало огромное количество народа при низкой производительности труда, — констатирует научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — В 1990-е годы проблема оптимизации штатов практически не решалась, потом наступили относительно благополучные времена для отрасли, госфинансирование всё время росло. Теперь в условиях сокращающегося бюджета эта проблема вновь возникла, и руководителям приходится идти на непопулярные меры. Компромиссных, всех устраивающих решений здесь не найти, поэтому путь "Хруничева" — расстаться с половиной коллектива, а оставшимся поднять зарплату — представляется оптимальным.