© ComNews
22.07.2016

"Почта Банк", акционерами которого являются ПАО "ВТБ 24" и ФГУП "Почта России", в первом полугодии 2016 г. перевыполнил план по развитию сети клиентских центров на базе почтовых отделений. Сейчас функционирует 987 клиентских центров, из которых 650 открыты на базе отделений "Почты России", а 337 - на базе сети бывшего "Лето Банка". К концу года банк планирует значительно увеличить сеть отделений, открыв еще около 1 тыс. клиентских центров с сотрудниками банка в отделениях "Почты России". Кроме того, с августа финансовые услуги "Почта Банка" впервые начнут предоставлять непосредственно сотрудники "Почты".

"Почта Банк" начал работу с 31 марта 2016 г. "В первом полугодии "Почта Банк" открыл 650 клиентских центров на базе отделений почтовой связи (ОПС), хотя по плану должен был открыть 642, - сообщил председатель правления "Почта Банка" Дмитрий Руденко. - Кроме того, 338 клиентских центров "Лето Банка" преобразовались в клиентские центры "Почта Банка".

В целом розничная сеть банка насчитывает около 1000 таких центров. Количество банкоматов достигло более 1000 устройств, а к концу 2016 г. составит около 2000. По заявлению Дмитрия Руденко, "Почта Банк" намерен развиваться такими темпами и дальше.

По словам Дмитрия Руденко, клиентская база банка за I полугодие приросла на 450 тыс. новых клиентов. Всего услугами "Почта Банка" пользуется 2,5 млн человек. Дмитрий Руденко считает, что банк показывает хороший рост. "Сравнивать с большими банками пока рано. Но, отвечая на вопрос, готовы ли люди работать с "Почта Банком" и через каналы "Почты" приносить деньги, могу сказать: да, готовы", - отметил он. Кроме того, по его мнению, качество клиентов меняется к лучшему. "Клиенты, особенно после того как мы перешли в разряд "Почта Банка", стали воспринимать наш банк более серьезно, как банк с госучастием. Хотя и "Лето Банк" таким был, но люди это не воспринимали. А "Почта Банк" воспринимается однозначно", - подчеркнул он.

Банк работает в 59 регионах в 280 городах, из которых 77% составляют малые города с населением до 100 тыс. человек. 2% точек присутствия расположены в городах-миллионниках, 4% - в крупных городах (500 тыс.- 1 млн жителей), а 17% - в средних городах (100-500 тыс. жителей). В планах банка - открывать отделения в Сибири, в частности в Тюмени. В Крыму "Почта Банк" пока не работает. Как уточнил представитель "Почта Банка", запуск проекта на полуострове будет зависеть от решения Минкомсвязи.

В банке работает около 8,6 тыс. сотрудников. На конец 2015 г. их было около 6000, причем до конца 2016 г. банк намерен нарастить число работников до 10 тыс. - за счет развития сети клиентских центров.

Пока банк открывает в отделениях почтовой связи клиентские центры только одного формата: там размещен банкомат, а финансовые услуги предоставляет сотрудник банка. Первый заместитель председателя правления "Почта Банка" Георгий Горшков отметил, что если сравнивать продуктивность клиентского центра на "Почте" и непосредственно банковского отделения, то первое должно работать в два раза менее продуктивно, чем полноформатное отделение. Тем не менее через три года клиентские центры в отделениях почтовой связи должны выйти на такую же продуктивность, как и непосредственно банковские отделения.

С 1 августа "Почта Банк" начнет открывать и клиентские центры другого формата. В них банковские услуги будут предоставлять уже сами сотрудники "Почты России". Для этого "Почта Банк" ведет обучение 1100 сотрудников почты - и рядовых, и руководителей подразделений. После этого работники "Почты России" смогут открывать вклады и сберегательные счета, принимать заявки о переводе пенсий в "Почта Банк" и об оформлении наличных кредитов. Банк планирует до конца 2016 г. открыть в 3000 отделений почтовой связи около 4,1 тыс. окон продаж "Почта Банка".

Георгий Горшков пояснил, что такие клиентские центры будут открываться в небольших отделениях почтовой связи, где, например, экономически нет смысла ставить банкомат, а также не нужен банковский работник. "Проще обучить сотрудника "Почты", как пользоваться банковскими продуктами", - уточнил он, добавив, что в таком отделении банк может осуществлять немного продаж.

Пока банк предлагает финансовые услуги только физическим лицам. В частности, по планам "Почта Банка", до 30% его клиентов в будущем составят пенсионеры. В рамках стратегии развития банк обсуждает и работу с малым бизнесом. Дмитрий Руденко напомнил, что "Лето Банк" никогда этим не занимался, однако если решение по работе с малым бизнесом будет принято, то продажи начнутся не ранее середины 2017 г. Что касается стратегии развития "Почта Банка" до 2023 г., то она пока не готова. Банк обещает представить ее в конце августа - начале сентября 2016 г., хотя ранее планировал принять ее уже в июле. "Мы планировали принять стратегию до начала июля. Но пока ведем обсуждение, процесс идет. Я считаю, что конец августа - начало сентября - это вполне разумный срок", - сказал Дмитрий Руденко.

Напомним, чистая прибыль "Почта Банка" по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в первом полугодии 2016 г. составила 94 млн руб. по сравнению с убытком "Лето Банка" в 2,65 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Кредитный портфель банка вырос на 15%, до 84 млрд руб. (+10,8 млрд руб.). Продажи кредитов наличными и кредитных карт выросли на 68% год к году, до 20,9 млрд руб., POS-кредитов - до 8,5 млрд руб. (+51%), а общий объем выдач увеличился на 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 29,4 млрд руб.

"Акционеры поставили перед нами амбициозные задачи в первый год существования банка, и мы значительно продвинулись в их реализации. Уже сейчас "Почта Банк" является прибыльным - по итогам полугодия чистая прибыль составила 94 млн руб. Кредитный и депозитный портфели демонстрируют рост", - подчеркнул Дмитрий Руденко.

Как ранее сообщал ComNews, в январе этого года ФГУП "Почта России" и банк ВТБ24 закрыли сделку по созданию "Почта Банка". Это соглашение позволит "Почте России" повысить доступность и качество финансовых услуг, а также получить дополнительные средства на модернизацию почтовых отделений по всей стране. В свою очередь группа ВТБ24 намерена увеличить число клиентов на 15 млн человек в ближайшие восемь лет (см. новость ComNews от 29 января 2016 г.).

По условиям сделки "Почта России" (в лице дочерней компании "Почтовые финансы") за 5,5 млрд руб. выкупила 50% минус одну акцию "Лето Банка" (дочернего банка ВТБ24), на базе которого будут открыты отделения "Почта Банка". Остальные 50% плюс одна акция "Лето Банка" останутся у ВТБ.

За использование отделений почтовой связи для оказания банковских услуг ВТБ24 за восемь лет выплатит "Почте России" инфраструктурный платеж в 47 млрд руб. Кроме того, ВТБ24 планирует в 2016 г. инвестировать в инфраструктуру банка 16-20 млрд руб.

Задача почтового банка - предложить услуги разным сегментам клиентов в городах с различной численностью населения. Генеральный директор "Почты России" Дмитрий Страшнов говорил, что благодаря "Почта Банку" "Почта" перестанет терять клиентов-пенсионеров, которые предпочитают получать пенсии на пластиковые карты: теперь такую функцию будет выполнять почтовый банк.

Статьи по теме