Владислав Новый
20.07.2016

Пользователи Viber стали чаще звонить на мобильные и фиксированные номера: за год количество таких соединений выросло на 25%, и доходы от них приносят почти половину выручки Viber в России.

Участники рынка связывают популярность таких звонков с расширением покрытия широкополосного доступа в интернет для мобильных сетей, но существенного падения голосового трафика из-за мессенджеров пока не фиксируют.

В июне 2016 года услугой Viber Out (звонки на стационарные и мобильные телефоны, на которые не установлено приложение Viber) пользовалось на 25% больше людей, чем в июне 2015 года, рассказали "Ъ" в компании. Количество пользователей Viber Out компания не раскрывает (всего у Viber 66 млн зарегистрированных пользователей в РФ). В Skype и ICQ не комментируют собственные аналогичные данные.

Поступления от Viber Out обеспечивают около 50% выручки Viber в России; остальные 50% приносит продажа стикеров, рассылка SMS, игры и др., сообщили в компании. Количество отправленных пользователями стикеров за последний год выросло на 46%, удвоилась аудитория паблик-чатов в Viber, и на 10% выросло число голосовых сообщений, перечисляет представитель Viber. Размер выручки в России компания не раскрывает.

Рост трафика в Viber связан, в частности, с распространением услуг мобильного ШПД, при котором пользователям выгоднее платить оператору лишь за пакет интернет-трафика, а звонить через Viber и WhatsApp, считает представитель "Межрегионального ТранзитТелекома" (МТТ). "Таким образом, по мере того, как улучшается покрытие и сервис мобильного ШПД, голосовой трафик абонента переходит в IP-телефонию",— поясняют в МТТ. По словам представителя Viber, в ближайшие два года количество пользователей Viber Out будет расти, потому что "все больше людей будут узнавать, что ставки на подобные звонки очень конкурентны". Кроме того, бизнесы будут переводить коммуникацию с клиентами в OTT-приложения (сервисов, использующих сторонние сети передачи данных), считают в Viber.

Осенью в Госдуму будет внесен законопроект о регулировании мессенджеров, сообщал в июне глава Роскомнадзора Александр Жаров. Необходимость такого законопроекта он объяснял тем, что мессенджеры, которые уже, по сути, являются полноценными операторами связи, должны законодательно регулироваться наравне с традиционными операторами.

Трафик VoIP (интернет-телефонии) через мессенджеры в сети Yota (принадлежит "МегаФону") вырос на 30% в период с марта по июль 2016 года, сообщили в компании. "Yota ориентирована на тех пользователей, которые предпочитают общение в мессенджерах голосовым вызовам. Именно поэтому не боимся каннибализации, а наоборот, способствуем увеличению трафика в мессенджерах",— сообщили в Yota. Так, с начала июня пользователи Yota в роуминге могут переписываться в наиболее популярных мессенджерах независимо от того, достаточно ли у них средств на счете.

В "Вымпелкоме" сообщили, что в декабре 2015 года трафик, сгенерированный при использовании мессенджеров, социальных сетей и электронной почты, вырос в 4,5 раза по сравнению с июлем 2015 года. "Мы не фиксируем драматического падения голосовых сервисов за счет мессенджеров",— отмечают в "Вымпелкоме". Там считают, что в первую очередь эти сервисы направлены на замещение использования SMS: в 2015 году среднестатистический абонент сотовой связи в месяц в среднем говорил по мобильному телефону на 2,3% больше минут и отправлял на 9% меньше SMS, чем в 2014 году. Альтернатива мессенджерам, согласно позиции "Вымпелкома", пакетные тарифные планы, проникновение которых по итогам первого квартала 2016 года "близко к 40%".

МТС, в свою очередь, фиксирует рост пользования ОТТ-услугами в роуминге. С введением безлимитных интернет-опций за границей пользователи перестали ограничивать себя в передаче фотографий, звонках и сообщениях, утверждает представитель оператора. При этом у собственного коммуникационного приложения оператора, позволяющего за границей совершать звонки и принимать их по ценам домашнего региона, количество пользователей растет на 25-30%, утверждают в МТС.