© ComNews
18.07.2016

ПАО "Ростелеком" запустило приложение для просмотра "Интерактивного ТВ" на смартфонах. По мнению экспертов, дополнительных прямых доходов и новых абонентов запуск приложения оператору, скорее всего, не принесет из-за непродуманной маркетинговой политики.

Представитель пресс-службы "Ростелекома" сказал корреспонденту ComNews, что в 2013 г. было запущено мобильное приложение для планшетов (Zabava). "Новое приложение - это преемник. Плюс приложение стало доступно также на смартфонах. Доработка заняла около полугода, - уточнил представитель пресс-службы "Ростелекома". - Приложение разработала наша дочерняя компания - АО "Рестрим". Сумму инвестиций в создание приложения для просмотра "Интерактивного ТВ" на смартфонах "Ростелеком" не раскрывает.

Как отметили в компании, с помощью такого приложения пользователь сможет смотреть прямые трансляции общедоступных и тематических телеканалов, заказывать для просмотра фильмы и сериалы в "Видеопрокате", пользоваться "Управлением просмотра" (поставить эфир на паузу, записывать, перематывать) и другими дополнительными сервисами.

По словам представителя пресс-службы "Ростелекома", в силу действующих договоров с правообладателями и имеющихся в них ограничениях по средам распространения контента в приложении будет доступно чуть меньше каналов и фильмов, чем на стандартном "Интерактивном ТВ". "Но если у абонента есть активированная стандартная ТВ-приставка "Интерактивного ТВ" и он пользуется сервисом "Мультискрин", то на смартфоне будет доступен весь контент, приобретенный на приставке", - добавил он. В целом на сервисе "Интерактивное ТВ" доступно для просмотра более 200 телеканалов цифрового качества, в том числе более 60 - в HD-формате.

При использовании только приложения "Интерактивное ТВ" для смартфонов и планшетов (без активации сервиса "Мультискрин"), продолжил он, пользователю необходимо оформить подписку на пакет каналов "Твой стартовый 2.0" (более 120 эфирных и тематических каналов). Также доступны для подключения дополнительные пакеты "HD 2.0" и "Взрослый 2.0". Фильмы в сервисе "Видеопрокат" предлагаются по цене от 50 руб.

"Покупки контента в приложениях на iOS и Android осуществляются с помощью банковской карты, привязанной к аккаунту в магазине AppStore и Google Play. Покупки в SmartTV можно оплатить только с помощью банковской карты. Осенью планируем представить абонентам IPTV и широкополосного доступа в Интернет (ШПД) возможность оплаты с помощью лицевого счета прямо из приложения", - рассказал представитель пресс-службы "Ростелекома".

Приложение "Интерактивное ТВ" доступно для установки на смартфонах с операционными системами Android не ниже 4.1 и iOS не ниже 7.0. Представитель пресс-службы "Ростелекома" уточнил, что на Windows Phone такое приложение станет доступно ориентировочно в I квартале 2017 г.

"В первую очередь мы рассматриваем это приложение как инструмент укрепления лояльности. То есть смартфон, благодаря приложению и сервису "Мультискрин", становится еще одним экраном для просмотра "Интерактивного ТВ" и видеоконтента. Надеемся, что счет будет идти на сотни тысяч пользователей в ближайшие годы", - сказал он.

В целом, по его словам, "Интерактивное ТВ" остается самым быстрорастущим сегментом, драйвером бизнеса "Ростелекома". По итогам I квартала 2016 г. абонентская база составляет 3,7 млн домохозяйств, что на 27% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года", - подчеркнул представитель пресс-службы "Ростелекома". На вопрос, каков доход у "Ростелекома" от "Интерактивного ТВ" за последний период, он ответил, что компания раскрывает данные только в целом по сегменту "Платное ТВ" ("Интерактивное ТВ" плюс кабельное ТВ). "Выручка от услуг платного ТВ за I квартал 2016 г. составила 5,6 млрд руб., что на 23% больше аналогичного периода прошлого года", - отметил представитель пресс-службы "Ростелекома".

"Теперь точно можно сказать, что "Интерактивное ТВ" от "Ростелекома" доступно на экране любого устройства пользователя, которое способно воспроизводить видео: телевизоры, компьютеры и ноутбуки, планшеты и смартфоны. А с помощью сервиса "Мультискрин" все устройства семьи можно объединить в единое пространство и смотреть то, что приобретено через ТВ-приставку, уже на планшете. Берите телевидение с собой в дорогу, смотрите ТВ и кино везде - абсолютно в любом месте, где есть Интернет", - подчеркнула старший вице-президент по управлению бизнесом "Ростелекома" Лариса Ткачук.

Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин предположил, что проникновение смартфонов среди пользователей "Интерактивного ТВ" составляет до 60-70%, что на треть превышает среднероссийский показатель. Он прогнозирует, что в среднесрочной перспективе количество мобильных пользователей "Интерактивного ТВ" может составить до 0,5-1 млн. На текущий момент, как добавил аналитик, оценочно, число пользователей превышает 100 тыс.

"Скорее всего, для пользователей приложения будет характерен значительно более низкий отток (Churn rate). Тем не менее дополнительных прямых доходов и новых абонентов запуск приложения оператору, скорее всего, не принесет из-за непродуманной маркетинговой политики. Например, в нем нет доступа к бесплатному контенту, а минимальная стоимость подписки слишком высока - 320 руб., что на треть выше месячного ARPU на рынке платного ТВ. Таким образом, об экспансии на рынок мобильного ТВ как такового пока говорить не приходится", - резюмировал в беседе с ComNews Тимур Нигматуллин.

На взгляд заместителя директора аналитического департамента "Альпари" Натальи Мильчаковой, приложение для просмотра "Интерактивного ТВ" на смартфонах будет пользоваться умеренной популярностью. По ее мнению, огромного количества абонентов ждать не стоит, так как "Ростелеком" не предлагает абонентам эту услугу со скидкой и тем более бесплатно в качестве бонуса.

То есть, как сказала Наталья Мильчакова, сначала надо приобрести у "Ростелекома" пакет услуг "Интерактивное ТВ", а потом уже можно устанавливать бесплатное приложение. А цена и удобство доступа на рынке таких услуг, добавила она, имеет большое значение. "В связи с этим у абонента есть выбор: если он хочет смотреть мобильное ТВ через смартфон или планшет, то не проще ли ему зайти в Интернет на сайт соответствующего телеканала и смотреть этот телеканал бесплатно, причем не тратя время для установки дополнительных приложений? Ведь, как правило, сколько бы ни было телеканалов в пакете оператора платного ТВ, среднестатистический пользователь постоянно будет смотреть всего два-три канала, время от времени, может быть, еще один-два. Поэтому переплачивать не имеет большого смысла", - заключила в разговоре с корреспондентом ComNews Наталья Мильчакова.

Руководитель департамента платного ТВ и медиаконтента J'son & Partners Сonsulting Дмитрий Колесов считает, что разработка подобных приложений - это не продолжение темы мобильного ТВ. Это реализация концепции доступности контента на любых устройствах - мультискрин. По его мнению, комфортно смотреть видео будет возможно только при подключении к быстрому Интернету (прежде всего через Wi-Fi).

"Таким образом, о завоевании "Ростелекомом" новых абонентов речи не идет, это расширение функционала для существующих", - сказал в беседе с ComNews Дмитрий Колесов. Он также отметил, что ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и ПАО "МегаФон" реализуют аналогичные сервисы для своих подписчиков.

В сервисе "МегаФон ТВ", как рассказала руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина, уже более миллиона пользователей. Она отметила, что более 80% базы - мобильные пользователи (смартфоны и планшеты).

"Мы запустили обновленный сервис в мае прошлого года, активный рост начался с декабря, - рассказала Юлия Дорохина в разговоре с корреспондентом ComNews. - За последние полгода мы удвоили базу пользователей, и их количество продолжает расти. Это объясняется в первую очередь выгодными предложениями для абонентов "МегаФона", разнообразной базой контента, которую мы постоянно обновляем, и специальными акциями, которые мы проводим совместно с правообладателями".

По словам пресс-секретаря "ВымпелКома" Анны Айбашевой, активность пользователей растет даже быстрее, чем их база, люди все чаще и больше смотрят мобильное ТВ. "Рост активности применения мобильных приложений "Билайн ТВ" на iOS и Android  составил 90% за год - за июнь 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Активная база пользователей мобильных приложений "Билайна ТВ" выросла на 80% за год - за июнь 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - подчеркнула в беседе с ComNews Анна Айбашева.

Пресс-служба МТС воздержалась от комментариев.

Tele2 (ООО "Т2 Мобайл"), по словам пресс-секретаря компании Ольги Галушиной, только начинает активно развивать мобильное телевидение. Сейчас Tele2, как добавила она, готовится к запуску обновленной версии сервиса.

Рынок мобильного ТВ, по оценкам начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, очень динамичный, темпы роста достигают 30%. "Постоянная аудитория превышает 6 млн человек. Объем рынка может превысить 20 млрд руб. Крупные игроки - операторы связи, МТС, "МегаФон" и другие. Пока у них мало подписчиков, менее 2 млн, то есть несколько процентов от общего количества абонентов", - заключил в разговоре с корреспондентом ComNews Георгий Ващенко.