Виктор Савицкий
© ComNews
12.07.2016

ПАО "Ростелеком" назвало некорректной информацию о том, что завышение цены государственных контрактов по эксплуатации электронного правительства в 2015 г. и 2016 г. составило 37,4 млн руб. О завышении цены госконтрактов между "Ростелекомом" и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ сообщила Счетная палата РФ. В Минкомсвязи РФ заявили, что направят ответ в Счетную палату в установленный срок.

Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на выполнение работ по созданию, развитию и эксплуатации электронного правительства в 2014-2015 гг.".

Как отмечено в отчете Счетной палаты РФ, размещенном на официальном сайте ведомства, в ходе проверки были проанализированы также и финансово-экономические обоснования по эксплуатации электронного правительства, согласно которым Счетная палата установила факты завышения цены государственных контрактов, заключенных Минкомсвязи с ПАО "Ростелеком" в 2015 г. и 2016 г.

В Счетной палате отмечают, что для расчета стоимости услуг по эксплуатации Минкомсвязи применялся в том числе и тарифный метод, тогда как тарифный метод применяется заказчиком в случае, если цены таких услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Услуги, оказываемые в рамках эксплуатации инфраструктуры электронного правительства, государственному регулированию не подлежат. По оценке Счетной палаты, стоимость услуг, рассчитанная тарифным методом, в 2015 г. составила 963,4 млн руб., а в 2016 г. - 1,2 млрд руб. (расчетно).

"Расчет стоимости услуг по аренде программно-аппаратных мощностей и размещению аппаратного обеспечения произведен Минкомсвязи РФ на основании коммерческих тарифов ПАО "Ростелеком", где уже заложена соответствующая норма прибыли, однако министерством была предусмотрена дополнительная прибыль к тарифу ПАО "Ростелеком" в размере 10%. Это привело к завышению цены государственных контрактов по эксплуатации электронного правительства на 2015 г. и 2016 г. на 37,4 млн руб.", - сообщила заместитель председателя Счетной палаты РФ Вера Чистова.

"Это некорректная информация. Мы ее не подтверждаем", - сообщил ComNews представитель пресс-службы "Ростелекома".

Напомним, что в конце марта 2015 г. "Ростелеком" подписал контракт с Минкомсвязи РФ на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства на 2015 г. Сумма контракта составила 2,035 млрд руб. В декабре прошлого года Минкомсвязи РФ подписало с "Ростелекомом" контракт на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства на 2016 г. Сумма договора составила 2,034 млрд руб. (см. новость ComNews от 9 марта 2016 г.).

В отчете Счетной палаты также говорится, что с 2014 г. по 2015 г. единственным исполнителем работ по эксплуатации и развитию электронного правительства был "Ростелеком". При этом, несмотря на то что ПАО "Ростелеком" определен единственным исполнителем работ по развитию и эксплуатации электронного правительства, фактически работы обществом не выполнялись, а передавались субподрядным организациям. "Если в части эксплуатации электронного правительства стоимость работ, выполняемых непосредственно ПАО "Ростелеком" составляет 25% от сумм государственных контрактов, то в части развития - около 10%", - отмечается в сообщении Счетной палаты.

По словам представителя пресс-службы "Ростелекома", в соответствии с контрактом "Ростелеком" имеет право привлекать на договорной основе субподрядчиков. "Для повышения эффективности развития проекта "Ростелеком" уже несколько лет концентрирует компетенции по проекту на базе дочерних компаний - АО "РТ Лабс" и АО "МЦ НТТ", 100% акций которых принадлежат обществу. Именно они выполняют функции поддержки инфраструктуры электронного правительства и его информационных систем и продуктов, а также их разработки и модернизации. И именно компании группы "Ростелеком" привлекает для развития и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства", - отметил представитель пресс-службы оператора.

"Мы не подтверждаем эти цифры - эксплуатация - 25% от сумм государственных контрактов, развитие - около 10%. По нашим данным, этот расчет не соответствует действительности. Общество официально направляло в Счетную палату свои замечания и разъяснения к акту проверки. Однако Счетной палатой эти замечания учтены не были", - отметил представитель пресс-службы "Ростелекома". Он рассказал, что в 2015 г. объем услуг по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства (ИЭП), оказываемый непосредственно ПАО "Ростелеком" и его 100%-ными дочерними компаниями, составил более 80%, в 2016 г. эта доля будет увеличена до 85%. "Соотношение собственных работ к работам подрядчиков в контрактах на развитие ИЭП в 2016 г. составит 90% и 10% соответственно", - добавили в пресс-службе оператора.

По информации Счетной палаты, в целях оценки эффективности реализации мероприятий по развитию и эксплуатации электронного правительства, в государственной программе "Информационное общество" предусмотрено всего три показателя. В ходе сравнительного анализа показателей программы, как отмечают в Счетной палате, было установлено, что Минкомсвязи РФ, при подготовке в 2014 г. новой редакции государственной программы "Информационное общество", не включило два показателя, не достигнутые в 2013 г.

Первый показатель касался доли федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в общем количестве федеральных государственных услуг. По плану значилось 98%, однако в действительности оказалось всего 3,3%. Второй показатель касался доли региональных государственных услуг: по плану должно было быть 44%, а по факту - 1,1%.

В Счетной палате заявили, что по итогам 2014 г. из трех показателей не достигнуты два. Первый - "Доля электронного документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления в общем объеме межведомственного документооборота" (план - 70%, факт - 63,8%), и второй - "Доля органов государственной власти и местного самоуправления, использовавших средства электронной цифровой подписи" (план - 88%, факт - 85,9%). При этом отмечается, что средства федерального бюджета, предусмотренные в 2014 г. на электронное правительство в объеме 2,8 млрд руб., Минкомсвязи РФ использовало в полном объеме.

"Можно констатировать, что Минкомсвязи РФ использует средства федерального бюджета, предусмотренные на развитие и эксплуатацию электронного правительства, без достижения запланированного государственной программой "Информационное общество" результата", - отметила заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова.

Как сообщил ComNews официальный представитель Минкомсвязи РФ, ведомство направит ответ в Счетную палату в установленный срок.

В сообщении Счетной палаты отмечается, что первоочередные мероприятия по созданию и развитию электронного правительства осуществлялись в рамках ФЦП "Электронная Россия". За весь период действия ФЦП (с 2002 г. по 2010 г.) объем средств, направленных на ее реализацию составил 20,8 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 19,4 млрд руб. К моменту завершения реализации ФЦП "Электронная Россия" были разработаны и функционировали ключевые элементы инфраструктуры электронного правительства.

С 2011 г. развитие электронного правительства продолжилось в рамках государственной программы "Информационное общество". С 2011 г. по 2015 г. на развитие и эксплуатацию электронного правительства было направлено 11,3 млрд руб. без привлечения внебюджетных источников.