Виктор Савицкий
© ComNews
06.07.2016

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, регулирующий рынок телеизмерений. Теперь компании, у которых в уставном капитале доля иностранного участия - более 20%, не смогут проводить исследования объема зрительской аудитории телеканалов. В британском холдинге WPP, в который входит исследовательская компания "TNS Россия", 20 лет занимающаяся телеизмерениями на российском рынке, считают, что медиаизмерения должны оставаться у независимых третьих сторон. По мнению отрасли, скорость принятия закона предопределялась административными ресурсами лоббистов.

Как говорится в сообщении, размещенном на сайте Кремля, Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе". Закон вступит в силу с 1 сентября 2017 г.

"Федеральным законом Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" дополняется новыми положениями, касающимися исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)", - говорится в справке Государственно-правового управления.

Отмечается, что исследование будет проводиться организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзором). "Для отбора уполномоченной организации названным федеральным органом исполнительной власти создается комиссия. Федеральный закон устанавливает, что срок полномочий организации составляет три года, а также предусматривает случаи, при которых ее полномочия могут быть прекращены досрочно", - отмечается в справке.

Кроме того, Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон "О рекламе". "В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными названными лицами или их объединениями с уполномоченной организацией", - сообщается на сайте президента РФ.

5 июня депутат Госдумы от фракции ЛДПР Андрей Луговой внес законопроект №1092053-6 "О внесении изменений в закон РФ "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 ФЗ "О рекламе" (в части исследования объема зрительской аудитории телеканалов)" на рассмотрение в парламент. Спустя 10 дней Госдума приняла его в первом чтении, а 22 июня - сразу во втором и третьем чтениях. 29 июня он был одобрен Советом Федерации.

Согласно закону, вести исследования объема зрительской аудитории телеканалов сможет только та компания, доля иностранного участия в уставном капитале которой составляет не более 20%. Кто из компаний будет считать телезрителей - до 1 января 2017 г. определит Роскомнадзор.

В РФ более 20 лет телеизмерениями занимается исследовательская компания "TNS Россия", которая с 2008 г. входит в состав британского холдинга WPP и его исследовательского подразделения Kantar. "Мы будем решать, что сможем сделать, чтобы подчиниться закону в установленные сроки. Стратегически мы уверены, что медиаизмерения должны оставаться у независимых третьих сторон. Вы не можете быть и судьей, и игроком одновременно", - сообщили ComNews в WPP.

"То, что такое количество депутатов и лично президент с такой скоростью приняли данный закон, свидетельствует о том, что он имеет для страны первостепенное значение. И видимо, помимо значения, скорость предопределялась административными ресурсами лоббистов", - рассказал ComNews президент исследовательского холдинга "Ромир", вице-президент Gallup International/WIN, доктор социологических наук Андрей Милехин.

По его словам, на российском рынке телеизмерений не было конкуренции. "Был искусственный монополист, который за 15 лет так и не смог выиграть ни один тендер. При этом за это время он стал совсем англосаксонским. Судя по всему, рынка и не будет. Если государство на измерение аудитории государственных каналов назначит полугосударственную структуру, то о каком "рынке" мы можем говорить? Рынок - это в первую очередь конкуренция. Она была и будет в отношении распределения затрат рекламодателей на продвижение своих товаров и услуг. Мы здесь будем полезны и предложим рыночным игрокам необходимые инструменты", - сообщил Андрей Милехин.

Он добавил, что как только будут понятны правила аккредитации, "Ромир" будет первым, кто подаст документы, имея на это все основания. "Потому что мы были пионерами этой технологии и участвовали практически во всех тендерах, причем были единственной российской компанией, которая участвовала в последнем тендере. И самое главное, что на сегодняшний день мы обладаем рабочей технологией", - отметил президент исследовательского холдинга "Ромир".

По его словам, с 1 января 2017 г. компания готова поставлять эти данные, однако при этом необходимо обсуждать и согласовывать запросы с индустрией. "Здесь важно учесть интересы всех игроков. Мы ориентируемся на консолидацию индустрии", - заключил Андрей Милехин.

Академик Российской академии рекламы (входит в структуру Ассоциации коммуникационных агентств России - АКАР) Вячеслав Черняховский считает, что новый закон можно будет оценить только после определенного срока его применения участниками рынка и получения первых результатов исследования объема зрительской аудитории новым уполномоченным измерителем, контролируемым Роскомнадзором.

"Сроки прохождения и принятия закона, вероятно, объясняются значимостью и востребованностью данного закона и актуальностью его применения именно в самом ближайшем будущем", - сообщил ComNews Вячеслав Черняховский.

По его словам, новый закон не принесет существенных изменений для рынка телеизмерений. "Вряд ли стоит ожидать резких изменений ситуации на российском рынке телеизмерений, даже с учетом получения измерителями нового, созданного законодателями, определения понятия "исследование объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)". Был бы рынок, а измеритель найдется. А вот на российском рынке рекламы на ТВ вполне можно ожидать проявления последствий принятия нового закона. Впрочем, время покажет", - отметил академик Российской академии рекламы.

Как рассказал ComNews генеральный директор телекомпании "Первый ТВЧ" Николай Орлов, принятие нового закона говорит о том, что государство собирает под свой контроль все больше и больше инструментов регулирования медиа отрасли в целом, и инструментов распределения денежных потоков в отрасли. "Потому что медиа измерения – это инструмент распределения рекламных доходов в телевидение. Много лет подряд медиаизмерителем в России была независимая коммерческая компания TNS, которая сама добилась практически монопольного положения на рынке. После принятия этого закона про TNS уже вполне можно говорить в прошедшем времени, хотя ее измерения по закону могут быть актуальны еще более года. Теперь медиаизмерителя будет утверждать Роскомнадзор, как уполномоченный государством регулирующий орган", - отметил Николай Орлов.

По его словам, в прессе сейчас есть много сообщений о том, что, вероятно, новым медиа измерителем может стать ВЦИОМ. И что ВЦИОМ ведет интенсивные переговоры о покупке активов TNS. "Даже если это соответствует действительности, и покупка активов состоится, то предполагаемому новому измерителю еще нужно будет доказать сообществу рекламодателей свой уровень компетенций в измерениях. Не секрет, что существенную часть бюджетов ТВ рекламы в России приносят рекламодатели, имеющие зарубежных учредителей. И эти рекламодатели доверяли медиа измерителю также с зарубежными корнями. Если новому измерителю не удастся правильно себя позиционировать перед крупнейшими рекламодателями, то можно прогнозировать значительный отток рекламных бюджетов от ТВ в первую очередь в Интернет", - сообщил директор телекомпании "Первый ТВЧ".

Он считает, что в этих условиях может приобрести актуальность измерения телесмотрения крупнейшими операторами платного ТВ, которые они проводят на своей базе. "Наша телекомпания имеет партнерские отношения практически со всеми крупнейшими операторами платного ТВ в России. Иногда наши партнеры делятся с нами своими данными о телесмотрении своей абонентской базы. Такие возможности имеют все операторы IPTV и ОТТ, так как они имеют полную информацию о телесмотрении своих абонентов через обратный канал в Интернете. А некоторые, такие как "Триколор", имеют собственные пиплметры, установленные у абонентов", - рассказал Николай Орлов.

По его словам, если новый телеизмеритель сможет правильно интегрировать данные от операторов в свои телеизмерения, то это может существенным образом повлиять на доверие к его измерениям.

Российский медиарынок намеревался пересмотреть систему телеизмерений не раз. Отрасль уже три раза пыталась выбрать единого телеизмерителя, организовав тендер. Однако ни одна попытка не увенчалась успехом. В частности, в 2014 г. некоммерческое партнерство "Индустриальный комитет по телеизмерениям" (НП ИКТ) объявило тендер на выбор единого телеизмерителя. В конкурсе участвовали международные TNS, GfK , Nielsen и российский "Ромир".