У "МегаФона" появился ОЦО
"МегаФон" запустил в Самаре общий центр обслуживания (ОЦО), который возьмет на себя решение типовых рабочих задач во всех филиалах, а также дочерних компаниях оператора: ведение учета и отчетности, финансовый контроль и т.д. В "МегаФоне" уверены, что благодаря ОЦО компания будет экономить более 470 млн руб. в год. У других операторов "большой четверки" подобные структуры уже созданы, и представители операторов отмечают их эффективность.
ПАО "МегаФон" создало ОЦО с целью централизации таких бизнес-процессов, как ведение учета и отчетности, финансовый контроль и казначейство, передача части функций управления персоналом, планирование и сопровождение заказов, администрирование дебиторской задолженности и поддержка операций корпоративного бизнеса.
Общий центр обслуживания выделен в отдельную структуру и будет заниматься поддержкой рабочих процессов всех филиалов, а также дочерних компаний "МегаФона". С июля в ОЦО на обслуживание переходит Поволжский филиал, а до конца 2016 г. - Столичный филиал. "Все остальные филиалы и дочерние компании будут переведены на обслуживание в ОЦО до конца 2017 г., - говорится в сообщении "МегаФона". - В 2018 г. проект выйдет на полную мощность. Экономия от внедрения новой структуры составит более 470 млн руб. в год за счет централизации, оптимизации бизнес-процессов и снижения затрат на их сопровождение".
В ОЦО будет работать 900 человек, значительная часть которых, как заверили в "МегаФоне", перейдет в новую структуру из подразделений компании. Центр будет работать на новейшем программном обеспечении, в том числе на ИT-системе SAP S4/HANA.
Руководитель ОЦО, директор по отчетности и главный бухгалтер компании "МегаФон" Любовь Стрелкина сказала, что большинство общих центров обслуживания, работающих на сегодняшний день в России, являются монофункциональными. "Основываясь на лучших зарубежных практиках, мы пошли по собственному пути, создав ОЦО, который консолидирует поддержку сразу нескольких разноплановых функций. Это масштабный проект, который позволит нам, помимо экономической выгоды и помощи в реализации кадрового потенциала, повысить управляемость бизнеса", - отметила Любовь Стрелкина.
Пресс-служба "МегаФона" вчера не предоставила ComNews более подробных деталей по этому проекту. Инвестиции в проект компания не раскрывает.
По оценкам начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, создание такого рода рабочих мест не требует больших вложений. "Они не превышают 100 тыс. руб. в расчете на одного сотрудника", - добавил Георгий Ващенко в разговоре с корреспондентом ComNews.
Подобные проекты, как сказал директор по маркетингу группы "Астерос" Константин Кутуков, нацелены на получение значимого экономического эффекта (15-20%) в среднесрочной перспективе. Из рыночного опыта, заметил Константин Кутуков, можно сказать, что срок окупаемости в среднем составляет от года до двух лет и сильно зависит не только от организации самой инфраструктуры, но и от выстраивания четких процессов и регламентов работы всех перенесенных в ОЦО функций, так как одним из преимуществ этого подхода является стандартизация процедур и ИТ-систем.
На взгляд финансового аналитика группы компаний "Финам" Тимура Нигматуллина, экономический эффект от создания ОЦО несколько преувеличен "МегаФоном". "Да, скорее всего, через несколько лет он действительно позволит экономить в год несколько сотен миллионов рублей за счет процессов централизации. Тем не менее нужно учитывать специфические российские риски, связанные с передачей до конца 2017 г. на обслуживание в ОЦО филиалов и дочерних компаний в других часовых поясах. Да, центр будет работать на новейшем программном обеспечении, но это не отменяет человеческий фактор, который может негативно повлиять на качество сопровождения бизнес-процессов", - заметил в беседе с ComNews Тимур Нигматуллин.
По словам заместителя директора аналитического департамента "Альпари" Натальи Мильчаковой, эффект экономии от внедрения новой структуры для "МегаФона", безусловно, будет, однако не настолько значительный, как это могло бы показаться на первый взгляд. Экономии в 470 млн руб. в год, по ее словам, достичь можно, однако это позволит снизить совокупные затраты корпорации незначительно. "По нашей оценке - не более чем на 0,5-0,6% в год по сравнению с 2015 г. При такой экономии операционная рентабельность "МегаФона" в год, когда его ОЦО выйдет на проектную мощность, может вырасти примерно на 1,5-2 процентных пункта и подняться с текущих 24% до 25,5-26%", - сказала корреспонденту ComNews Наталья Мильчакова.
Однако, продолжила она, можно вспомнить, что "МегаФон" достигал такого уровня рентабельности еще в 2014 г., когда проекта по созданию ОЦО у компании еще не было. "Возникает вопрос: зачем тратить миллионы долларов для того, чтобы незначительно сократить совокупные операционные затраты? Из этого проекта может следовать либо то, что компания ожидает существенного роста операционных затрат, допустим, на запуск новых проектов по развитию мобильных приложений и услуг передачи данных, и поэтому уже сейчас задумывается об их снижении, либо что она не ожидает существенного роста выручки в будущем. И то, и другое вполне вероятно", - рассуждает Наталья Мильчакова.
В "Альпари" рассматривают данный шаг "МегаФона" как логически обоснованную процедуру по снижению затрат посредством внедрения новых технологий. "Однако мы полагаем, что компания выбрала для этого слишком сложный путь", - резюмировала Наталья Мильчакова.
У других операторов "большой четверки" подобные структуры уже созданы, и представители операторов отмечают их эффективность. "У Tele2 ОЦО находится в Воронеже, он был открыт в 2010 г. Работу центра обеспечивает платформа SAP HANA, - рассказала корреспонденту ComNews пресс-секретарь ООО "Т2 РТК Холдинг" (Tele2) Ольга Галушина. - ОЦО дает возможность сэкономить на финансовой функции. Так, один человек в общем центре обслуживания способен заменить двух бухгалтеров в регионах. Благодаря чему Tele2 в среднем экономит 200 млн руб. в год".
Также, продолжила Ольга Галушина, наличие ОЦО способствует повышению эффективности бизнес-процессов Tele2 и делает бизнес компании более прозрачным и управляемым. "В свою очередь это позитивно влияет и на качество предоставляемых услуг", - резюмировала Ольга Галушина.
"ПАО "МТС" давно использует подобную практику централизации бизнес-процессов в региональных центрах. В частности, в апреле 2011 г. в Смоленске МТС открыла центр обработки обращений клиентов, который объединил в себе все функции региональных back-офисов - рассмотрение и реагирование на обращения клиентов через розничную сеть МТС; в ноябре 2011 г. МТС открыла единый центр обслуживания по ведению бухгалтерского и налогового учета в Нижнем Новгороде, в 2012 г. был создан единый центр управления сетью в Краснодаре, не имеющий на тот момент аналогов в России, осуществляющий контроль работы мобильных и фиксированных сетей связи по всей России. В прошлом году МТС объявила об открытии в Нижнем Новгороде единого центра управления фиксированной сетью МТС", - отметил в беседе с ComNews представитель МТС.
По словам управляющего директора ООО "РАССЭ" (группа компаний "Ай-Теко") Константина Парфенова, запуск ОЦО можно считать трендом на рынке для федеральных операторов, способных извлечь значительную экономию от централизации бизнес-процессов и перевода сотрудников в регионы. Внедрение передовых ИТ-продуктов, как добавил он, также внесет существенный вклад в экономию затрат на данном проекте.
Если говорить об ОЦО в целом, как сказал Константин Кутуков, то это достаточно распространенный инструмент оптимизации издержек для многих компаний, имеющих большую территориально распределенную структуру. По его словам, в первую очередь к ним относятся телеком-операторы, банки, страховые компании, ритейлеры и крупные промышленные холдинги.
"Переход к модели ОЦО - это правильное и логичное решение для бизнеса, достигшего существенного уровня зрелости. С точки зрения отрасли связи, многие крупные операторы в том или ином образе имеют в своей структуре ОЦО, сформированные либо в виде отдельного подразделения, либо отдельного юридического лица, осуществляющего поддержку работы функций организации на заранее согласованном уровне качества. В текущих экономических условиях любые инструменты оптимизации расходов являются привлекательными для бизнеса. ОЦО за счет экономии могут обеспечить высвобождение дополнительного бюджета на повышение качества услуг, развитие бизнеса и инфраструктуры оператора, что в итоге создаст новые точки роста прибыльности и конкурентоспособности", - заключил Константин Кутуков в разговоре с корреспондентом ComNews.