Российско-китайская "Нирит синвэй" лишилась частот для мобильного интернет-доступа
Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) прекратила действие собственных решений от 2006 г., определявших условия выделения частот 1797,5–1802,5 МГц четырем ООО: "Белитону", "Юниселу", "Кватроплюсу" и "Лардексу".
Этот вопрос вызвал бурную дискуссию среди членов ГКРЧ, убедился наблюдавший за ходом заседания корреспондент "Ведомостей", она разгорелась после того, как представитель Федеральной службы охраны попросил допустить к выступлению гендиректора "Кватроплюса" Михаила Косинова, представлявшего владельца этих четырех ООО – компанию "Нирит синвэй телеком технолоджи".
На этих частотах, рассказал Косинов, "Нирит синвэй" собиралась строить проект широкополосного мобильного интернет-доступа по технологии NG-1 ("Маквил"). Это технология беспроводной высокоскоростной связи, альтернативная 4G. Одна из ее возможных сфер применения – организация мультимедийной связи для внутренних нужд организации-заказчика: например, на транспорте технология может пригодиться для диспетчерского управления, а в городском хозяйстве – для удаленного видеонаблюдения за объектами, рассказал Косинов. В сентябре 2011 г. "Нирит" подписала соглашение о создании для внедрения этой технологии в России совместного предприятия (СП) с китайской "Синвэй". Под этот проект "Нирит" привлекла от китайских инвесторов $800 млн, сказал Косинов, а всего в СП планируется вложить $4 млрд.
Владельцев частот – четверку ООО – "Нирит синвэй" выкупила у известного на российском телекоммуникационном рынке предпринимателя Евгения Ройтмана, рассказал Косинов. Но воспользоваться этими частотами не удалось: Роскомнадзор не выдал новому собственнику компаний необходимые документы – так называемые разрешения на использование частот. Еще до того, как появилась "Нирит синвэй", Роскомнадзор решил аннулировать решения ГКРЧ за то, что четыре ООО не выполняли условия, объяснили присутствовавшие на заседании госкомиссии представители Роскомнадзора. Условий было несколько, в том числе обязательство обеспечить минимальный территориальный охват, и ни одно не было исполнено, уточнил "Ведомостям" человек, близкий к надзорному ведомству.
Прежде чем покупать компании у Ройтмана, российско-китайское СП проверяло надежность их документов и даже запросило у Минкомсвязи оценку качества решений ГКРЧ, заверяет Косинов. В ответ компания получила от тогдашнего руководителя аппарата ГКРЧ Юрия Журавеля письмо (копия есть у "Ведомостей"), заверяющее, что четыре ООО могут использовать выделенные им частоты. Правда, с оговоркой: аппарат ГКРЧ "не наделен функциями и полномочиями по определению выполнения операторами связи условий, установленных <...> решениями ГКРЧ".
Но никто из членов ГКРЧ не жаловался, что ООО не исполняют условий, установленных комиссией, гласило письмо. Из этого "Нирит синвэй" сделала вывод, что у четырех ООО с лицензиями все в порядке, объясняет Косинов.
История началась еще в 2012 г., когда "Нирит синвэй" обратилась в ГКРЧ за частотами для NG-1 сама, рассказал "Ведомостям" ее гендиректор Олег Шорин. Все ведомства, с которыми полагалось согласовать эту заявку, ее согласовали, но решение ГКРЧ откладывалось, пока не поменялось руководство Минкомсвязи (в 2012 г. прежний министр Леонид Рейман уступил место Николаю Никифорову). А там и условия выделения частот изменились – в итоге ГКРЧ компании отказала. Выбор оставался невелик, продолжает Шорин: либо приобрести компании с уже действующими решениями ГКРЧ, либо отказаться от проекта.
У "Нирит синвэй" остаются другие частоты – в диапазоне 300 МГц, обращает внимание человек, близкий к Роскомнадзору. Такое решение ГКРЧ есть, подтверждает Шорин, речь идет о диапазоне 337–341 и 417–422 МГц. Но на этих частотах прежний бизнес-план не исполнишь: полоса узкая, да и ту надо расчищать.
Присутствовавший на заседании ГКРЧ руководитель Роскомнадзора Александр Жаров выразил мнение, что "Нирит синвэй" виновата в ситуации сама. Покупая получателей разрешений, компания знала, что идет на риск, уверен другой федеральный чиновник, поговоривший с "Ведомостями". Жаров сообщил, что "разбирался" с этой историей "целый год", в том числе консультировался с госкорпорацией "Ростех", и в итоге пришел к выводу, что стандарт, в котором собиралась работать "Нирит синвэй", не перспективный.
Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский говорит, что вопрос о прекращении действия лицензии был поднят в ГКРЧ еще год назад и "Нирит синвэй" была об этом проинформирована.