Виктор Савицкий
© ComNews
29.06.2016

Реклама новых предложений безлимитного мобильного Интернета от операторов "большой тройки" - ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и ПАО "МегаФон" - вводит потребителей в заблуждение. К такому заключению пришла общественная организация "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ). По ее данным, в ТВ-рекламе безлимитного мобильного Интернета от "большой тройки" содержится много скрытых ограничений. Осенью общественная организация планирует направить в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС) комплексную жалобу, связанную с выявленными нарушениями.

ОПИ представила первое обновление рейтинга недобросовестности операторов мобильной связи, в котором учтена недобросовестная реклама безлимитного Интернета от МТС ("Безлимитище"), "Билайна" ("Безлимитный интернет по России на тарифах "ВСЕ") и "МегаФона" ("МегаБезлимит"), а также ряд других сюжетов. В общественной организации сообщают, что во всех случаях имеет место введение потребителей в заблуждение или сокрытие существенных условий.

Объявление о запуске новых предложений о безлимитном Интернете "большая тройка" сделала относительно недавно (см. новость на ComNews от 15 июня 2016 г.).

"В новом рейтинге представлены результаты собственных исследований. При этом во всех вошедших в рейтинг сюжетах имеются нарушения, за которые ранее операторы привлекались к ответственности Федеральной антимонопольной службой - мелкий шрифт в течение короткого времени, сокрытие существенных условий, введение потребителей в заблуждение", - рассказал ComNews председатель ОПИ Олег Павлов.

Он добавил, что поскольку штрафы ФАС не останавливают операторов от повторных нарушений, для ОПИ важно своевременно информировать о нарушениях потребителей.

"Тем не менее мы все же намерены не реже нескольких раз в год направлять комплексные жалобы в ФАС и поднимать соответствующие вопросы на экспертных советах ФАС и ее территориальных органов, в которых мы участвуем", - отметил Олег Павлов, добавив, что ближайшая комплексная жалоба запланирована на осень этого года.

В ОПИ считают, что в ТВ-рекламе тарифа МТС "Безлимитище" содержится большое количество скрытых ограничений. "Крупным шрифтом указана плата только за первый месяц и в определенный период подключения. Фактически с пользователя взимается аванс за 30 суток вперед, ограничено использование тарифа в файлообменных сетях и модемах. При этом ключевые оговорки выполнены мелким шрифтом и демонстрируются всего несколько секунд, что заведомо делает невозможным их восприятие", - отмечается в исследовании общественной организации.

По данным ОПИ, предложенный безлимитный Интернет по России от "Билайна" ("Безлимитный Интернет по России на тарифах "ВСЕ") фактически не является безлимитным, поскольку установлены ограничения по регионам, по использованию SIM-карты в устройствах, отличных от телефона/смартфона (роутерах, модемах, планшетах), а также по раздаче Интернета через смартфон. "В ряде случаев (рекламные конструкции со сменными сюжетами) существенную для потребителей информацию невозможно прочитать", - говорится в исследовании ОПИ.

"МегаФон" также не смог предложить по-настоящему безлимитный Интернет и скрыл от пользователей часть существенной информации. В рекламе оператор мелким шрифтом предупреждает, что есть ограничения по территориям и устройствам. Об этом можно узнать, если для потребителя в порядке вещей смотреть телевизор с расстояния 30 см и во время рекламы читать исключительно мелкий шрифт. При этом у опции есть и прямо скрытое от зрителей условие - ограничено использование торрент-ресурсов", - сообщили в ОПИ.

"МТС является добросовестным поставщиком телеком-услуг, что подтверждается победой в профильной номинации премии "Права потребителей и качество обслуживания", которая проходит при участии Роспотребнадзора", - сообщил ComNews представитель МТС Алексей Меркутов.

Он отметил, что МТС действительно предоставляет своим клиентам тарифный план с круглосуточным безлимитным интернет-трафиком. По его словам, в отличие от конкурентов, МТС предлагает абсолютно неограниченную скорость и объем интернет-трафика с посуточной оплатой не только в домашнем регионе, но и в поездках по стране.

"Мы действительно видим нарушения в рекламе сотовых операторов и сильно этим озабочены. Происходит это во многом из-за высокой конкуренции на рынке, когда каждый из игроков вынужден отвечать на заявление конкурентов", - сообщила ComNews руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина.

"Мы приветствуем диалог с любыми организациями, а в особенности с другими операторами, чтобы договориться о четких правилах, которые сделают нашу рекламу абсолютно понятной", - добавила она.

"Мы не комментируем сомнительные рейтинги", - сообщил ComNews представитель "ВымпелКома".

Исследование о недобросовестности операторов мобильной связи ОПИ ранее проводила в отношении МТС, "МегаФона", "ВымпелКома", ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) и Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" "МегаФона"; см. новость ComNews от 15 июня 2016 г.).

В итоге, по данным ОПИ, в период 2011-2016 гг. больше всех нарушений, которые связанны с введением потребителей в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах в рекламных кампаниях, было выявлено у МТС (девять нарушений).

Как сообщил тогда ComNews председатель ОПИ Олег Павлов, рейтинг был составлен на основании материалов о нарушениях, которые опубликованы ФАС и ее территориальными органами. В дальнейшем, как сообщал он, ОПИ планирует включать в рейтинг нарушения, не попавшие в поле зрения ФАС, и по мере накопления критической массы направлять комплексные жалобы в антимонопольную службу.