Роман Гоц, директор по развитию бизнеса Atos Россия
Роман Гоц
директор по развитию бизнеса Atos Россия
23.06.2016

Экономическая ценность персональных данных только в Европе составляет почти 1 триллион евро, а к 2020 году количество виртуальных счетчиков будет насчитывать около 1 миллиарда с общим объемом информации в 44 зеттабайт. Чем обусловлен быстрый рост Big Data?

Прежде всего, бизнес увидел реальные возможности больших данных. Если несколько лет назад велись дискуссии о том, как получить экономический эффект от внедрения технологий Big Data, то сегодня мы наблюдаем успешные сценарии их использования. Это исследования запросов клиентов, борьба с интернет-мошенничеством, управление поставками, прогноз продаж. Пристальное внимание большим данным стал уделять и российский ИТ-бизнес. Например, больше года назад "Яндекс" выделил целое направление для работы с Big Data - Yandex Data Factory. Решения для анализа данных активно ищут на инновационном рынке: о намерении инвестировать в подобные проекты недавно заявили во ФРИИ.

Вместе с ростом спроса на решения Big Data повышаются и требования к ним. В марте компания Atos вывела на российский рынок бренд Bull, который производит серверные решения для различных ИТ-сценариев. Сейчас мы наблюдаем спрос на платформы для Big Data. Связан он  с несколькими тенденциями.

Первая - это обработка информации в режиме онлайн. Раньше технологии больших данных были ориентированы на анализ сведений, полученных в прошлом (например, результаты метеонаблюдений). Сегодня у компаний растет спрос на применение Big Data здесь и сейчас. Особенно это характерно для телеком-сегмента, который отличается высоким уровнем конкуренции  во всем мире.

По данным Tech Pro Research, почти 60% операторов связи используют технологии больших данных. От бесперебойной и оперативной обработки поступающей информации напрямую зависит лояльность клиента. Например, наши бразильские коллеги внедрили проект по оптимизации ИТ-инфраструктуры крупнейшего телекоммуникационного оператора Vivo, она же Telefonica Brazil. Была поставлена задача модернизировать критически важную для оператора систему, поддерживающую сервисы с опцией предоплаты. Подобными услугами пользовалось 80% клиентов компании. Для того чтобы обеспечить непрерывный анализ больших объемов поступающей информации, на платформу bullion было установлено специальное решение, позволившее решать все аналитические задачи в реальном времени, включая работу с абонентами и мониторинг качества услуг. Со времени инсталляции платформы программно-аппаратный комплекс позволял вести расчеты в режиме онлайн за счет максимальной емкости оперативной памяти - до 24 Тб. Причем конструкция "горячей замены" плат-лезвий памяти и ввода-вывода помогла оператору вводить их в работу именно тогда, когда появлялась потребность и росла загрузка.       

Еще одна необходимая составляющая телеком-инфраструктуры - базовые станции. Оператор должен грамотно распределить нагрузку между ними, чтобы предотвратить сбои. Такую задачу может решить только аналитика поступающих данных в режиме онлайн. Требуется механизм агрегирования и вычислений, который формирует показатели крайне оперативно. Для такого сценария также подходит платформа bullion.

Второй тренд связан с развитием технологий IoT. Благодаря Интернету вещей существенно расширилось количество носителей информации - теперь это не только привычные нам девайсы, но и умные автомобили, а также многочисленные носимые устройства, датчики и приборы. Здесь тоже крайне актуален оперативный мониторинг поступающих данных для принятия решений здесь и сейчас. Следовательно, увеличиваются требования к оперативной памяти. Например, фитнес-трекер может через оператора передавать информацию в магазин спортивной одежды о пользователе, когда тот находится рядом. Это позволяет торговым точкам направлять своевременное предложение с персональными скидками. Результаты обработки данных об абонентах и предоставление таких данных в режиме реального времени сторонним организациям для целевого, или таргетированного, маркетинга - это та точка роста доходов оператора, на которую рассчитывают все компании данного сегмента рынка.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты