Виктор Савицкий
© ComNews
20.06.2016

Немецкая компания SAP объявила о старте нескольких крупных проектов с российскими операторами связи. В частности, для ООО "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) SAP СНГ поставит и внедрит систему по управлению закупками Ariba. Для ПАО "МегаФон" компания внедрит SAP S4/HANA - новую версию ERP-системы для управления ресурсами предприятия.

SAP СНГ подписала меморандумы о стратегическом партнерстве с Tele2 и "МегаФоном" на полях ХХ Петербургского международного форума (ПМЭФ).

Как сообщили в компании "МегаФон", соглашение о партнерстве с SAP СНГ предполагает внедрение новой версии ERP-системы для управления ресурсами предприятия, которая создана на базе in-memory (термин используется для обозначения подходов к обработке больших объемов данных в оперативной памяти компьютера) платформы SAP HANA. В названии SAP S/4 HANA "S" означает "простой" (Simple). Стоимость внедрения системы, включая покупку решения и его установку, в том числе замену серверного оборудования, в течение трех лет составит около 1,5 млрд руб.

"Мы работали на предыдущем поколении системы SAP около 15 лет, в системе зарегистрировано 7 тыс. сотрудников компании со всей России. В сутки формируется порядка 200 тыс. документов. Нам важно увеличить количество автоматизированных процессов, чтобы перенаправить сотрудников на решение более сложных задач. Внедрение системы S4/HANA - один из шагов, который позволит нам быть быстрее, эффективнее и прозрачнее", - рассказал исполняющий обязанности генерального директора компании "МегаФон" Сергей Солдатенков.

Генеральный директор SAP СНГ Павел Гонтарев сообщил, что компания рада продолжить сотрудничество с "МегаФоном". "В условиях постоянно усиливающейся конкуренции и продолжающегося давления на отечественную экономику особенную актуальность приобретает необходимость оптимизации бизнес-процессов, в том числе за счет роста результативности и гибкости ИТ-инфраструктуры", - отметил он.

"МегаФон" и SAP также займутся развитием новых продуктов и обучением сотрудников в таких направлениях, как управление клиентским опытом, анализ прибыльности бизнеса с использованием Big Data, управление персоналом, модернизация интерфейсов и мобильных решений, техническое обслуживание и ремонт, а также Интернет вещей.

В компании "МегаФон" сообщили, что поддержка проектов будет осуществляться на договорной основе с использованием премиальных сервисов глобальной службы поддержки SAP и заказных сервисов разработки SAP Consulting.

В свою очередь меморандум о стратегическом партнерстве SAP и Tele2 предполагает внедрение специальной системы по управлению закупками Ariba. Она позволит оператору сотовой связи автоматизировать свою закупочную деятельность и оптимизировать бизнес-процессы.

"В условиях стремительного развития сетей и увеличения абонентской базы мы ищем современные решения, которые позволят компании оптимизировать затраты. Так, внедрение данной системы позволит Tele2 сэкономить в 2017 г. до $1,5 млн. Мы уверены, что SAP Ariba будет способствовать реализации амбициозных задач, стоящих перед нашим бизнесом", - сообщил во время подписания меморандума генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин.

Как рассказали в Tele2, основная причина выбора SAP Ariba - возможность реализации всего цикла закупок от возникновения потребности до получения первичных документов и организации оплаты. Среди выбранных решений: Ariba Sourcing, Ariba Contract Mgmt, AribaProcure-2-Pay (P2P), Ariba Document Automation. При помощи решений SAP Tele2 сможет автоматизировать процессы планирования, подготовки и проведения любых закупочных процедур. Как сообщается, система обеспечит подачу заявок поставщиками в электронном виде, ускорит оценку их предложений, согласование и выбор победителя. Этот процесс будет полностью интегрирован с системой SAP ERP, которая была установлена в Tele2 ранее (см. новость ComNews от 10 апреля 2015 г.). Кроме того, данный процесс будет интегрирован с учетными системами поставщиков через бизнес-сеть AribaNetwork.

"Рынок телекоммуникаций высококонкурентен, и потому вопрос эффективности и оперативности процессов, роста компании критичен. Мы рады, что наше решение оказалось наиболее соответствующим требованиям заказчика по всем показателям и станет поддержкой для развития компании", - отметил гендиректор SAP СНГ Павел Гонтарев.

Пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина сообщила ComNews, что информация об инвестициях в рамках контракта не раскрывается. По ее словам, внедрение системы Ariba должно быть завершено до конца этого года. Интегрировать решение будет непосредственно SAP.

"Tele2 уделяет большое внимание эффективности бизнес-процессов и контролю издержек. В условиях стремительного развития сетей и увеличения абонентской базы мы ищем современные решения, которые позволят компании оптимизировать затраты", - отметила Ольга Галушина.

"Это первое внедрение системы в среде российских операторов сотовой связи и самый крупный контракт по SAP Ariba в СНГ", - рассказал ComNews заместитель генерального директора SAP СНГ Дмитрий Шепелявый.

Он сообщил, что внедрение SAP Ariba осуществляется достаточно быстро - в среднем три-пять месяцев. Поскольку это облачная сеть, как добавил Дмитрий Шепелявый, большую часть процесса составляет настройка параметров решения под действующие потребности компании.

По его словам, использование SAP Ariba позволит Tele2 автоматизировать процессы планирования, подготовки и проведения любых закупочных процедур. Кроме того, с помощью Ariba Tele2 будет осуществлять поддержку всего процесса заключения договоров, в том числе их хранилище, библиотеку шаблонов, согласование документов с поставщиком, а также создание договора на основании предложения.

Как сообщила ComNews руководитель направления по продвижению сегмента B2B/B2G ПАО "Ростелеком" Ирина Жаброва, реализация интегрированного процесса управления закупками позволяет контролировать весь цикл работы по закупкам и договорам - от планирования до оплаты.

"Бизнес-процесс от планирования закупок до оплаты у "Ростелекома" реализован на базе решений компании Oracle - OeBS R12, унифицирован для всей компании и интегрирован с российскими электронными торговыми площадками и Единой информационной системой - ЕИС, Zakupki.gov.ru. Поддержка ERP-системы осуществляется в собственном центре компетенций "Ростелекома", - рассказала Ирина Жаброва.

По ее словам, экономический эффект от внедрения такого класса систем обычно складывается за счет сокращения трудозатрат и перевода транзакций в электронный вид, увеличения скорости процессов, а также повышения прозрачности работы с закупками и, соответственно, сокращения возможных злоупотреблений или потерь в закупках.

"Решение Ariba само по себе интересное, но оно не учитывает, что естественно, 223-ФЗ (Федеральный закон о закупках госкомпаний и компаний с госучастием - Прим. ComNews), по которому работает "Ростелеком", как и большинство крупных компаний. Поэтому "Ростелеком" сотрудничает в первую очередь с российскими электронными торговыми площадками", - отметила Ирина Жаброва.

Она добавила, что сейчас "Ростелеком" использует для внутренних нужд решение SAP SuccessFactors, автоматизируя  весь контур процессов HRM (Human Resources Management - управление персоналом): рекрутинг, адаптация, постановка и контроль исполнения целей и КPI (Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности), оценка, обучение, планирование карьеры и аналитики.

"В ПАО "ВымпелКом" весь процесс P2P (Purchase-to-pay), за исключением проведения предквалификации и закупочных мероприятий, уже реализован на базе Oracle, поэтому наиболее целесообразно использовать Oracle Sourcing (торги), чтобы весь процесс работал в единой системе. С 2006 г. модуль применяется для аукционов, в этом году мы заканчиваем внедрение для проведения предквалификации, а также всех остальных видов торгов", - рассказал ComNews представитель "ВымпелКома". Он добавил, что это позволит увеличить автоматизацию, усилить контроль, а также повысить лояльность поставщиков за счет прозрачного процесса проведения торгов.

Директор по бизнес-приложениям российского системного интегратора "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") Максим Андреев рассказал ComNews, что сейчас существуют и российские решения, аналогичные SAP Ariba.

"С точки зрения функционала новая система сравнима с многими российскими решениями, которые давно пользуются популярностью у заказчиков. Последние проекты по данной тематике при наличии подготовленных со стороны заказчика справочников укладываются в бюджет 5 млн руб. под ключ. Это показывает высокую зрелость и качество решений на этом рынке", - сообщил Максим Андреев.

"По нашему опыту создания подобных отраслевых систем, главная трудность заключается не в богатстве функционала системы, а в составлении качественного справочника закупаемых номенклатур, контрактных условий, унификации мастер-данных и прочей критически важной рабочей информации", - добавил директор по бизнес-приложениям компании "Крок".

По его словам, безусловная ценность SAP Ariba в Европе - это AribaNetwork, которая обеспечивает экономию на интеграционных издержках. "Насколько я знаю, на российский рынок это решение пока глубоко не проникло", - заключил Максим Андреев.