© ComNews
17.06.2016

Рынок российской мобильной розницы в ближайшие пару лет может измениться до неузнаваемости, отмечается в исследовании аналитической компании AC&M Consulting. По данным экспертов, во II квартале 2016 г. продажи абонентских устройств в мультибрендовых салонах сокращались, а в рознице мобильных операторов - росли. Кроме того, аналитики приводят еще ряд тенденций, которые обещают изменить рынок дистрибуции. AC&M Consulting полагает, что независимой сотовой рознице будет все труднее обеспечивать необходимый объем выручки, и не исключает, что две крупных российских мультибрендовых сети могут исчезнуть. Федеральные ритейлеры "Связной" и "Евросеть" не согласны с выводами экспертов.

Как следует из отчета AC&M Consulting, индустрия телекоммуникаций вступила в стадию стагнации и "на горизонте 10-15 лет переживет поистине фундаментальные изменения базовой бизнес-модели предоставления платных услуг". Изменения коснутся в том числе дистрибуции и продаж.

Эксперты во II квартале 2016 г. провели опрос 2500-2700 пользователей мобильной связи в Москве и еще пяти-шести крупных городах России и сравнили результаты с данным аналогичного опроса, организованного в 2015 г. В этом году исследование продемонстрировало несколько новых тенденций. Меняется структура продаж абонентских устройств. В частности, оно продемонстрировало, что россияне стали реже менять мобильный телефон на новый и объем продаж абонентских терминалов заметно сокращается. Например, значительно выросла доля аппаратов, приобретенных более 12 месяцев назад (с 24% в 2015 г. до 35% в 2016 г.). Кроме того, как отмечают эксперты, потребитель чаще идет за новым аппаратом к операторам и реже - в независимую сотовую розницу - "Евросеть", "Связной" и др.

"Нет сомнения в том, что крупнейшие фигуранты рынка - "Евросеть" и "Связной" продолжают играть весьма важную роль, несмотря на то что обе эти компании весьма условно можно назвать теперь независимой розницей. Тем не менее все больше потребителей идут покупать мобильный телефон/смартфон в салоны самих операторов", - следует из отчета. Например, за II квартал 2016 г. 23% опрошенных купили смартфон в мультибрендовой рознице (в 2015 г. - 29%). В операторской рознице в 2016 г. мобильные устройства приобрели 24% пользователей (в 2015 г. - 21%).

По данным AC&M Consulting, в 2015 г. монобрендовые сети по вопросам обслуживания и оплаты посещали 65% респондентов, а в 2016 г. - уже 71%. В 2015 г. мультибрендовые сети по вопросам обслуживания и оплаты посещали 58% респондентов, а в 2016 г. - уже 55%.

Как полагают аналитики, полученные данные позволяют утверждать, что специализированная розница получила ощутимый удар от конкурентов сразу по двум направлениям. Во-первых, подросли физические объемы реализации у монобрендовых сетей; во-вторых, заметного успеха достигли такие игроки, как "М-Видео", DNS, Ulmart и др. Кроме того, крупнейшая монобрендовая сеть - МТС развернула масштабную кампанию по продаже смартфонов по низким ценам. Помимо этого, доля офлайн-покупателей немного сокращается у всех каналов дистрибуции, а доля oнлайн-покупателей растет. "Сокращение рынка, перемещение потока покупателей в монобрендовые сети, увеличение доли покупок через онлайн-витрины заставляют задуматься об экономической целесообразности сохранения гигантских розничных сетей", - следует из отчета.

Мультибрендовой рознице будет все труднее обеспечивать необходимый объем выручки и уровень рентабельности. Исходя из того что проникновение мобильной связи в России уже близится к 200%, аналитики предсказывают скорый отказ от практики агрессивного распространения новых контрактов. Это скажется и на бизнесе независимых розничных продавцов - их комиссионные и иные вознаграждения за привлечение новых абонентов сократятся.

По существу, как следует их отчета, на рынке уже сейчас не остается независимых крупных мультибрендовых розничных продавцов. Напомним, совладельцами "Евросети" являются "МегаФон" и "ВымпелКом" (по 50% акций). Кроме того, "МегаФон" в начале февраля предоставил кредит в размере $43,8 млн кипрской компании Strafor Commercial Ltd. Как передавал "Интерфакс" слова тогда еще главы "МегаФона" Ивана Таврина, заимствование было предоставлено в рамках "большой и всеобязывающей сделки" по возврату оператора в ритейлер "Связной". Более того, президентом "Евросети" является Александр Малис, а владельцем "Связного" - его брат, Олег Малис. "Два крупнейших мультибрендовых фигуранта могут прекратить существование как самостоятельные торговые марки, если акционеры сделают выбор в пользу собственной монобрендовой розницы", - делают вывод аналитики AC&M.

В то же время авторы исследования не считают, что дни независимой специализированной розницы сочтены. "И в США, и в Великобритании, и в России это все еще важный непрямой канал дистрибуции для операторов и производителей абонентских устройств. Тем не менее можно ожидать, что доля этого канала в России будет неуклонно падать по экономическим причинам, а совокупное число торговых точек уже в ближайший год сократится на 10-15%", - отмечается в отчете.

Собственные каналы дистрибуции, какими бы затратными они ни были для операторов, станут играть важную роль и в конкурентной борьбе за долю рынка. В частности, производителям абонентских устройств удобнее иметь дело с операторами. Вендор может реализовать новые технические решения и предложить дополнительные потребительские качества продукта, если будет обеспечено управление поведением абонентского устройства со стороны оператора.

Как сообщил корреспонденту ComNews исполнительный вице-президент компании "Евросеть" Виктор Луканин, говорить о том, что мультибрендовая розница будет заменена операторской, очень наивно. "У операторов сработал так называемый эффект низкой базы. Начав с нуля, за три года они, конечно, показали рост продаж устройств в своих салонах, но, поднявшись до определенного уровня, их доля замерла и далее не растет. И как бы интенсивно они ни открывались, их продажи более не увеличиваются. Например, МТС, нарастив свою сеть на 20%, не пришла к росту продаж и повышению доли", - подчеркнул он. По его словам, есть много людей, которые хотят самостоятельно выбрать смартфон. "И у мультибрендовой розницы в этом плане исторически больше плюсов", - уверен Виктор Луканин.

Представитель пресс-службы "Связного" подчеркнул, что исследователи объединили под мобильной розницей компании с разными бизнес-моделями и не учли их специфики. "В центре бизнес-модели операторских сетей - продажи контрактов. Для наращивания дата-трафика операторы в первую очередь продают много недорогих смартфонов, субсидируя покупки. Отсюда рост у операторов наблюдается прежде всего в продажах недорогих устройств - он во многом обеспечен небольшими объемами прошлых лет, и его нужно рассматривать с учетом роста количества магазинов", - пояснил он.

У мультибрендовых сетей продажа устройств первична по отношению к продажам SIM-карт, поэтому у них другой ассортимент и львиная доля продаж сконцентрирована в средних и высоких ценовых категориях. Кстати, как добавил представитель ритейлера, к таким устройствам покупают больше аксессуаров и дополнительных товаров и услуг.

По утверждению представителя "Связного", ключевой тренд на рынке гаджетов - это не переход потребителей из мультибрендов к монобрендам, а рост доли омниканальных клиентов. "У мультибрендов доля омниканальных продаж значительно выше, чем у монобрендов - снова в силу особенностей бизнес-модели. "Связному", например, онлайн-канал дает почти 25% товарооборота. За счет сочетания онлайн- и офлайн-продаж эффективность мультибрендов выше", - подчеркнул он.

Представитель ПАО "ВымпелКом" согласен, что рынок мобильной розницы меняется и оператор стоит во главе этого процесса. "Уже сейчас мы наблюдаем, что клиенты приходят в нашу монобрендовую сеть не столько за информацией по сотовой связи, которую они могут получить на нашем сайте, сколько за тем, чтобы познакомиться с образцами самого современного оборудования и получить консультацию наших сотрудников. Кроме того, благодаря совместным акциям с вендорами клиенты могут приобрести оборудование на максимально комфортных условиях", - говорит он.

"ВымпелКом" в I квартале 2016 г. наблюдал положительную динамику продаж мобильных устройств в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Общее количество проданных смартфонов в рознице год к году выросло на 73%, а выручка от их продажи - на 78%. Наиболее популярными в I квартале 2016 г. стали брендированные смартфоны "Билайн", а также 4GOOD, Apple, Alcatel, Lenovo.

Представитель пресс-службы ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) отметил, что оператор является на сегодня и крупнейшей непродовольственной розничной сетью в России (более 5 тыс. точек). "Действительно, мы фиксируем ежемесячный рост трафика и рост продаж смартфонов, проникновение которых по итогам I квартала в нашей сети превысило 50%", - подчеркнул он.

Представители ПАО "МегаФон" и ООО "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) воздержались от комментариев. Все опрошенные ComNews операторы не стали уточнять, согласны ли они с выводом AC&M о возможном исчезновении российских мультибрендовых сетей.