© ComNews
15.06.2016

В ходе подготовки к исполнению поручения президента РФ об определении порядка формирования перечня перспективных инфокоммуникационных (ИКТ) технологий для их инвестиционной поддержки институтами развития (фондами и другими инвестиционными организациями) выявились две принципиально отличающихся точки зрения. Согласно одной из них, такой перечень должен составляться независимой надведомственной структурой. В рамках другой позиции Минкомсвязи предлагает поручить составление перечня перспективных для инвестирования технологических направлений Российскому фонду развития информационных технологий, который еще не создан и функции которого на сегодня неизвестны.

Владимир Путин 29 января 2016 г. подписал перечень поручений по итогам форума, прошедшего в декабре 2015 г. В пятом пункте этих поручений предписывается Минэкономразвития, Минобрнауки, Минфину, Минпромторгу и Минкомсвязи совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в срок до 1 сентября 2016 г. представить проект порядка формирования перечня перспективных информационно-коммуникационных технологий для отбора проектов институтами развития.

Обсуждение мер по выполнению этого поручения состоялось 14 июня в подгруппе "Интернет плюс суверенитет" под руководством президента Фонда информационной демократии Ильи Массуха рабочей группы при администрации президента РФ по выполнению январских поручений Владимира Путина.

Открывая обсуждение, Илья Массух подчеркнул, что поручение президента РФ направлено на повышение эффективности инвестиции в ИКТ

"Практически все институты развития выбирают для своей инвестиционной деятельности проекты из ИКТ-сферы, и их не так мало: у разных структур такие проекты составляют до 33-35% всего инвестиционного портфеля. По данным Минкомсвязи, общий объем инвестиций в ИКТ в России достигает 10 млрд руб. в год. Проблема в том, что далеко не все инвестиционные проекты оказывается эффективными с точки зрения конечного результата для интересов российского государства и экономики, хотя деньги, в основном, государственные, тратятся немалые", - заявил Илья Массух.

Заместитель директора Департамента инновационного развития Минэкономразвития Сергей Лещенко изложил позицию министерства, как одного из ответственных исполнителей поручения президента РФ. По мнению Минэкономразвития, отбор приоритетных направлений ИКТ нужно поручить Экспертному совету по развитию отрасли информационных технологий при Минкомсвязи.

"Совет создан еще в 2012 году и, хотя состав совета с тех пор не уточнялся и о его активной работе мало известно, он может обеспечить утверждение перспективных проектов, если в его состав включить дополнительно представителей федеральных органов исполнительной власти, научно-образовательных организаций, бизнес-сообщества и других, чтобы обеспечить выработку консолидированного мнения", - сообщил Сергей Лещенко.

По словам представителя Минэкономразвития, перечень, составленный Экспертным советом, должен носить рекомендательный характер, а инвестиционные структуры будут принимать решения об инвестициях в конкретные проекты с учетом как этого перечня, так и специфики своей работы.

Заместитель директора Департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Иннокентий Дементьев заявил о поддержке в основном предложений Минэкономразвития. В то же время, отраслевое министерство считает, что для формирования перечня перспективных ИКТ-технологий нужно привлекать не Экспертный совет при Минкомсвязи, а Российский фонд развития информационных технологий, который должен действовать под эгидой того же Минкомсвязи. Правда, по словам Иннокентия Дементьева, этот фонд еще не сформирован, и правительством РФ даже не принято решение о его создании.

"Есть поручения правительства по созданию фонда, однако вопрос о его финансировании на сегодня не решен. Проект постановления правительства о фонде находится все еще на подписании, но мы рассчитываем на его создание. Это фонд должен быть единым специализированным институтом развития в сфере ИТ", - сказал Иннокентий Дементьев.

Однако такой вариант не устраивает Минэкономразвития. Как сказал Сергей Лещенко, этот вариант содержит ряд рисков. Во-первых, Фонда развития ИТ еще нет, и не известно, когда он будет создан. Во-вторых, наблюдательный совет Фонда может быть не в состоянии привлечь достаточное количество квалифицированных экспертов для формирования обоснованных предложений о включении технологий в перечень приоритетных для инвестирования другими институтами развития.

Впрочем, идея поручения этой задачи какой бы то ни было подведомственной министерству структуре была подвергнута сомнению участниками совещания.

Заместитель начальника Управления администрации президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Павел Пугачев указал на то, что предложения Минэкономразвития отвечают на вопрос, как сформировать перечень перспективных технологий, но не отвечают на вопрос о том, как институты развития в этом перечне будут выбирать для себя конкретные инвестиционные проекты.

"В результате может оказаться, что все институты развития будут инвестировать в одну и ту же технологию, поскольку она – номер один в перечне. А проблема в том, что таких институтов достаточно много, а как осуществляется координация деятельности между ними, непонятно", - подчеркнул Павел Пугачев.

Илья Массух, кроме того, отметил, что отдавать решения государственного уровня о приоритетных для инвестирования направлениях на уровень ведомственного экспертного совета или подведомственного отраслевому министерству фонда не вполне правильно с точки зрения авторитетности этих решений.

"Нужно учитывать мнение существующих институтов развития о том, насколько некая внешняя структура одного из ведомств будет способна определять их инвестиционную политику и сможет ли эта структура отвечать за результат инвестиций, сделанных по ее рекомендациям. В то же время, в стране есть ряд надведомственных структур, независимых ни от одного отдельно взятого министерства и способных принимать общие для всех решения", - сказал Илья Массух.

Заместитель генерального директора Фонда содействия инновациям Павел Гудков поддержал сомнения в том, что полномочия по формированию перечня перспективных ИКТ-направлений целесообразно поручать экспертному совету или наблюдательному совету подведомственного Минкомсвязи фонда.

"Это задача для надведомственной структуры, иначе решения по перечню могут быть встречены скептически и проигнорированы: нет никакой гарантии, что рекомендованные перечнем проекты будут приняты к исполнению институтами развития. Поэтому в любом случае должен быть предусмотрен механизм мониторинга и управления судьбой включенных в перечень приоритетных направлений инвестирования в ИКТ", - заявил Павел Гудков.

Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров считает, что для подготовки обоснованного перечня перспективных ИКТ, можно использовать институт межведомственных рабочих групп и  механизм, задействованный при разработке госпрограммы "Национальная технологическая инициатива" (НТИ).

Илья Массух, подводя итог дискуссии, заявил, что на сегодня представляется целесообразным возложить на одну из надведомственных структур формирование перечня перспективных ИКТ для поддержки институтами развития.

"В этом случае решения по перечню будут иметь более высокий исполнительский статус и механизмы контроля. Это важно, в том числе, для того, чтобы избежать множественных инвестиций в одно и то же разными институтами развития", - сказал Илья Массух.

По итогам заседания решено провести в рамках подгруппы "Интернет плюс суверенитет" дополнительное совещание в более узком составе непосредственных исполнителей для выработки скоординированной с учетом высказанных мнений позиции и окончательного согласования документа во исполнение поручения президента РФ.