© ComNews
15.06.2016

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) пытается исполнить предсказание о появлении бесплатной сотовой связи в России, которое пару недель назад сделал президент оператора Андрей Дубовсков. Абоненты тарифов Smart, Smart + или Smart Nonstop теперь могут бесплатно разговаривать по смартфону и пользоваться мобильным Интернетом, если будут оплачивать покупки банковской картой "МТС Smart Деньги". Финансовые аналитики полагают, что это еще один инструмент повышения лояльности абонентов.

Как рассказал корреспонденту ComNews пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников, любой абонент оператора может оформить карту в розничном салоне МТС либо в отделении ПАО "МТС-Банк" в Москве и Петербурге. С 1 июля это можно будет сделать и в других городах России. Чтобы получить карту, надо будет подключить тарифный план линейки Smart и оплатить единоразовую комиссию в 199 руб. за оформление карты.

Пользователи вышеперечисленных тарифов смогут бесплатно звонить, отправлять SMS и заходить в мобильный Интернет при условии, если в течение месяца оплатят картой "МТС Smart Деньги" товары или услуги на сумму от 10 тыс. руб. или если будут держать на карточном счете не менее 50 тыс. руб.

"Мы считаем, что в будущем наши абоненты должны получать базовые услуги связи бесплатно, просто потребляя финансовые сервисы МТС или участвуя в различных программах лояльности наших партнеров. "МТС Smart Деньги" - уникальный для российского рынка продукт, который отражает синергию оператора связи и банка, это важный шаг в рамках нашей стратегии по обнулению стоимости мобильной связи для наших клиентов", - отметил вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич. "Мы рассчитываем, что проект будет востребован", - подчеркнул Дмитрий Солодовников.

Бесплатную мобильную связь в будущем предсказывал и Андрей Дубовсков. "Я думаю, что в будущем, в среднесрочной перспективе, мы не должны брать деньги с клиентов. Мы не должны жить на те деньги, которые клиент должен платить за удовлетворение своих коммуникативных потребностей. Это и сотовая связь, и стриминг - все что угодно. Все, что мы ему даем, должно быть бесплатно", - заявлял он, выступая на организованном "Ведомостями" форуме "Телеком 2016". По словам президента МТС, операторам даже "стыдно брать" с клиента "1-1,5% от зарплаты" за услуги сотовой связи. Он подчеркивал, что зарабатывать операторы будут за счет партнерства с другими компаниями.

Карта "МТС Smart Деньги" стала очередным шагом на пути объединения финансовых и мобильных сервисов МТС и МТС Банка, заявил заместитель председателя правления МТС Банка Эдуард Иссопов. Как уточнил Дмитрий Солодовников, по итогам 2015 г. количество пользователей финансовых и банковских сервисов под брендом МТС в РФ составило около 11,5 млн абонентов оператора, или более 15% от всей абонбазы. В конце 2014 г. эти показатели составляли соответственно около 9 млн человек и 12%. Оборот по этим операциям (в их числе - мобильная коммерция, автоплатежи, платежи с карт, POS-кредиты, финансовые операции в рознице МТС) вырос к концу 2015 г. до 184 млрд руб. со 127 млрд. руб. в 2014 г. "Наша цель довести - число пользователей нашими финансовыми и банковскими сервисами к концу 2017 г. до 20 млн", - подчеркнул представитель оператора.

В частности, в 2015 г. оператор запустил сервис денежных переводов. В 2016 г. компания намерена запустить TSM-платформу для новых NFC-решений и совместно с МТС Банком - сервис "Кошелек МТС Деньги". Он поэтапно объединит все способы дистанционной оплаты (мобильная коммерция и банкинг) в один инструмент.

МТС также скорректировала стратегию продаж банковских продуктов в рознице: вместо совместных офисов обслуживания МТС и МТС Банка в 2015 г. у компании открыто 17 полностью интегрированных салонов, где под одним брендом оператора доступны как классический сотовый ритейл с финуслугами, так и полноценное банковское обслуживание. К концу 2016 г. МТС намерена довести число таких салонов до 40 по всей стране, к 2017 г. - до 70.

В последнее время операторы стали чаще предлагать абонентам дополнительные сервисы, например доступ к контенту. На этом фоне новое предложение от МТС, по мнению аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, похоже на еще один инструмент повышения лояльности. "Я бы не стал называть условия программы выдающимися - к примеру, стоимость тарифа Smart Nonstop в Москве составляет 500 руб., что соответствует 5% от необходимого минимального оборота или 1% от минимального остатка на счете. Это не выглядит экстраординарным по сравнению с предложениями других банков - cashback, процент на остаток на счете, мильные программы и т.д.", - отметил он.

"Это маркетинговый ход, который призван мобилизовать клиентов группы. Связь по факту не бесплатная, но входящий в группу банк получит больше клиентов и денежных остатков, за счет чего, собственно, и образуется скидка", - говорит начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. По его мнению, если услугой заинтересуется большое количество абонентов, то у МТС может сократиться ARPU. "Однако до конца года вряд ли число держателей специальной карты превысит 100 тыс.", - парировал он.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что МТС преследует три цели. Во-первых, это раскрутка финансовых услуг. Обладая абонентской базой в 70 млн подписчиков, лидирующие операторы могут конкурировать с традиционными банками. Во-вторых, оператор таким образом продвигает и сами тарифы, интегрированные с финансовыми услугами. В-третьих, это способ отличаться от конкурентов. По оценкам эксперта, вероятно, в ближайшие год-два новым предложением воспользуются десятки тысяч пользователей, а не миллионы.

"Предложение МТС явно рассчитано на то, чтобы крупными буквами разместить слова о бесплатной связи на щитах и в телерекламе, спрятав все важные условия, которые нивелируют его ценность, за мелким шрифтом", - полагает представитель Tele2 Константин Прокшин.

В расширении возможностей сервисов мобильной коммерции заинтересован "МегаФон". По словам руководителя пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлии Дорохиной, у оператора уже более 10 млн пользователей мобильной коммерции. "Для этого мы создали удобную процедуру оплаты с мобильного счета и постоянно расширяем список партнеров, где можно потратить средства со счета. В ближайшее время мы готовим ряд новых финансовых продуктов для наших абонентов, детали раскрыть пока не готовы", - добавила она.

"ВымпелКом" в 2010 г. запустил кобрендовую кредитную карту Visa - "Билайн" - Альфа-Банк "Минуты за покупки" по всей России. При активации карты клиент получат 150 бонусных минут. В дальнейшем за каждые потраченные по карте 10 тыс. руб. в месяц (платежи суммируются) держателю карты - абоненту "Билайн" на счет мобильного телефона начислялось 100 бонусных минут. Однако с декабря 2012 г. выпуск карт "Минуты за покупки" был прекращен. Представитель ПАО "ВымпелКом" вчера не ответил на запрос ComNews.

За I квартал 2016 г. выручка МТС Банка составила 5,4 млрд руб., упав на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. В выдачах розничных кредитов в I квартале преобладали потребительские кредиты на приобретение мобильных телефонов и техники в салонах МТС. Большинство корпоративных кредитов было выдано средним предприятиям и компаниям группы АФК "Система". Как следует из материалов организации, ключевыми приоритетами МТС Банка на 2016 г. являются формирование высококачественного кредитного портфеля и дальнейшая оптимизация административных расходов.